Д Е Т А Л И М А Ш И Н
РАЗРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Учебное пособие
ВВЕДЕНИЕ
Проект механического привода представляет собой комплект конструкторских документов (графических и текстовых), именуемых в дальнейшем словом "документы".
Правила и рекомендации по порядку разработки, оформления и обращения конструкторской документации устанавливаются комплексом государственных стандартов – Единой системой конструкторской документации (ЕСКД).
Разработку документов курсового проекта необходимо проводить в соответствии с требованиями ЕСКД. Применительно к учебному курсовому проекту допустимы некоторые отклонения от стандартов ЕСКД, оговоренные в настоящем пособии.
В методических указаниях рассматриваются основные стадии разработки курсового проекта по деталям машин и требования к оформлению документов. Особое внимание уделяется вопросам повышения качества проекта, применению компьютерных технологий при курсовом проектировании.
1. МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД
1.1. Критерии качества и варьируемые параметры
Создание рациональной конструкции – многовариантная задача по отношению, как ко всему механическому приводу, так и к его основной части – передаточному механизму. Компьютерные технологии сокращают время расчета передач, облегчая поиск рационального решения. В процессе такого поиска приходится удовлетворять одновременно многим, подчас противоречивым, требованиям. К числу таких требований могут быть отнесены:
- использование заранее заданной кинематической схемы привода, обеспечение необходимой ориентации в пространстве его элементов;
- обеспечение требуемого ресурса;
- обеспечение минимальных или заданных значений габаритных размеров и минимума массы;
- обеспечение стандартных значений ряда параметров (передаточных отношений, межосевых расстояний передач, длин ремней и др.);
- обеспечение минимальных затрат на изготовление и обслуживание в процессе эксплуатации;
- ограничения по применению дефицитных материалов;
- обеспечение простоты и надежности системы смазывания трущихся деталей;
- удобство изготовления, сборки, обслуживания и ремонта.
Противоречивость ряда предъявляемых требований и их различная значимость в конкретных условиях изготовления и эксплуатации привода не позволили до настоящего времени выработать комплексный критерий оценки рациональности его конструкции. Можно лишь отметить, что в случаях, когда к приводу не предъявляются специальные требования, например, по габаритам и КПД, обычно стремятся к обеспечению минимума его массы, а это, как правило, уменьшает до минимума его стоимость.
Исследования показывают, что масса передаточного механизма (редуктора) определяется, главным образом, размерами входящих в него передач. Наименьшей она будет у редуктора, передачи которого изготовлены из качественных материалов. С другой стороны, стремление к наибольшей твердости и прочности рабочих поверхностей деталей передач ограничивается, как правило, возможностями производства. Поэтому максимально возможную твердость зубьев обычно оговаривают в техническом задании.
3 |
С целью уменьшения массы редуктора следует рационально использовать пространство картера для размещения передач, уменьшая зазоры между колесами, а также между ними и картером. Эти размеры должны быть близки минимальным значениям, рекомендуемым нормами проектирования [2, 3, 5]. Важную роль в обеспечении минимума массы редуктора играют принятые пропорции деталей передач, характеризуемые относительной шириной венца (коэффициентом ybd = bw /d1 – для цилиндрических или Kbe = b/Re – для конических передач). Здесь bw и d1 – соответственно, рабочая ширина зацепления и делительный диаметр шестерни цилиндрической передачи, b и Re – ширина венцов и внешнее конусное расстояние конической передачи. Интервалы рациональных значений этих величин представлены в табл. 1.1 для схем передач, номера которых даны на рис. 1.1.
Т а б л и ц а 1.1
Рекомендуемые значения ybd= bw /d1 и Kbe = b/Re
Номер схемы |
Твердость поверхностей зубьев |
|
передачи |
£ 350 HB |
³ 350 HB |
6, 7, 11, 12 |
ybd = 0,8 – 1,2 |
ybd = 0,4 – 0,9 |
5 |
ybd = 0,6 – 1,0 |
ybd = 0,3 – 0,6 |
3, 4 |
ybd = 0,4 – 0,9 Kbe = 0,25 – 0,3 |
ybd = 0,2 – 0,4 Kbe = 0,2 – 0,25 |
8, 9 |
ybd(a)= bw/dw(a) £ 0,75; ybd(f)= bw/dw(f) £ 0,75; ybd(b) = bw/dw(b) = 0,12 – 0,18 |
|
10 |
ybd(f)= bw/dw(f) = 0,30 – 0,35 |
|
1, 2 |
ybd = 0,35 – 0,7 Kbe = 0,25 – 0,3 |
ybd = 0,2 – 0,35 Kbe = 0,2 – 0,25 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.