При неподвижном солнечном колесе (рис. .14, в) силы определяются аналогично предыдущему случаю. Момент на колесе bравен Тb = –Ftgrb = = – 0,5Fhrb = – 0,5 Тhrb/(rа+ rg).
Отношение Тb/Тh = – 0,5rb /(rа+ rg) = –1/(1 + zа /z b) = – 1/ iabh.
При определении межосевого расстояния по критерию контактной прочности зубьев необходимо знать момент Т1, диаметр шестерни d1 и передаточное отношение u. Для передач на рис. 14 в каждом из зацеплений центрального колеса с сателлитом выделяют меньший (шестерню z1) и больший (колесо z2) элемент этой пары. Принимают u = z2 / z1 и определяют Т1 с учётом числа сателлитов и неравномерности распределения нагрузки между сателлитами:
Т1 = Т2 Кс / (nwu),
где Т2 – момент на колесе z2;
Кс – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между сателлитами, зависит от точности изготовления и числа сателлитов; при nw = 3 и самоустанавливающемся солнечном колесе принимают Кс = 1,1 … 1,2.
Коэффициент ширины венца yba = bb /(ra +rg), где bb – ширина венца эпицикла b, принимают
yba = 0,4 при твёрдости поверхности зубьев Н £ 350 НВ,
yba = 0,315 при твёрдости поверхности зубьев 350 НВ £ Н £ 50 НRC,
yba = 0,25 при твёрдости поверхности зубьев Н > 50 НRC.
Ширина венца сателлита bg » bb + 2т, а солнечного колеса – bа = 1,1 bg.
При оценке усталостной прочности зубьев при изгибе следует учитывать, что зуб сателлита нагружается дважды (в зацеплении с колесом а и колесом б), причём направление сил в этих зацеплениях противоположны. Поэтому, определяя допускаемые напряжения, вводят коэффициент YA, учитывающий двухстороннее нагружение зубьев:
YA = 0,65 для стали после улучшения;
YA = 0,75 после закалки ТВЧ или цементации;
YA = 0,9 после азотирования.
Назначение остальных коэффициентов и выбор допускаемых напряжений аналогичен обычным зубчатым передачам.
Выбор подшипников опор сателлитов определяется также необходимостью ослабить влияние перекосов на распределение нагрузки по длине зубьев. Преимущественно используются сферические шарикоподшипники, а при значительных радиальных нагрузках – роликовые сферические подшипники. С целью уменьшения габаритов применяют также игольчатые подшипники и подшипники скольжения.
Значение КПД планетарных передач рассчитывается по специальным формулам. В зависимости от схемы передачи, ведущего колеса и других факторов может быть как выше, так и ниже обычных зубчатых передач с равным передаточным отношением.
ВОЛНОВЫЕ ПРЕДАЧИ
Преобразуем схему на рис. .8 так, чтобы число зубьев сателлита zgоказалось несколько меньше числа зубьев колеса zb, или rb » rg (рис. .15).
Скорость оси сателлита Vh = whhравна линейной скорости при вращении сателлита относительно мгновенного центра вращения в т. С. Соответственно, угловая скорость сателлита равна wg = – wh h/rg = – wh(rb – rg) и передаточное отношение
ibhg = – wh/wg = – zg/(zb– zg).
Значение ibhg можно определить, используя метод Виллиса:
ibhg = 1/ ibgh = 1/(1– ihgb) = ;
ibhg = – zg/(zb– zg).
Аналогично получим передаточное отношение при не вращающемся сателлите ighb =1/ igbh = 1/(1– ihbg) = 1/(1–zg/zb) = zb/(zb– zg). При rb » rg можно получить передаточное отношение сотни крат.
Так как сателлит, не вращаясь, должен «обегать» все зубья внешнего колеса, он изготавливается в виде тонкостенного гибкого цилиндра с зубьями на утолщённом конце (рис. .14). Деформация гибкого колеса g (1) в радиальном направлении при вращении водила обеспечивает контакт поочерёдно зубьев гибкого колеса g со всеми зубьями жёсткого внешнего колеса b(2). Водило в такой конструкции принято называть деформатором или генератором волн (3). Каждая точка гибкого колеса при вращении генератора волн совершает волнообразное движение. Поэтому передачи такого вида названы волновыми.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.