Организация сбыта продукции ПО «Гомсельмаш». Внешнеторговая деятельность предприятия, страница 8

То, какой характер будет носить реклама фирмы или предприятия, зависит от многого: от размера самой фирмы или предприятия, следовательно от бюджета (бюджет фирмы может не позволить тратить средства на рекламу, создающую фирме имя и престиж, в этом случае фирма будет производить рекламу экономического характера); от целей на рынке вообще; от конкретной сложившейся рекламной ситуации; от поведения конкурентов; от занимаемого на рынке положения. 

Что касается ПО «Гомсельмаш», целесообразность применения рекламы с целью создания положительного имиджа сомнительна. Предприятие имеет многолетнюю историю и на своих основных рынках ( страны СНГ) хорошо известно. Применимость неэкономической рекламы возможно имела бы успех  на малоосвоеных рынках дальнего зарубежья. Однако несмотря на свой довольно внушительный размер по нынешним меркам, ПО «Гомсельмаш» не может позволить себе тратить деньги на такую рекламу.

Реклама товаров ПО «Гомсельмаш»: товаров промышленного назначения отличается от рекламы потребительских  товаров  средствами, формами и методами воздействия на потребителей. Факторы, предопределяющие эти различия , приведены в таблице 2.11.

Таблица 2.11. Особенности рекламы товаров промышленного назначения и потребительских товаров.

Факторы

Реклама товаров промышленного назначения

Реклама потребительских товаров

1.Профессиональное знание товара целевой аудиторией

Обязательно

Необязательно

2.Покупатели товара

Малочисленные

Многочисленные

3.Адресаты рекламного сообщения

Разнородные

Однородные

4.Основа образа товара

Фактические потребительские свойства

Символ

5.Превалирующий тип аргументации

Рациональный

Эмоциональный

6.Основа рекламного воздействия

Убеждение

Внушение

7.Принятие решения о приобретении

Коллективное

Индивидуальное

8.Прцесс приобретения

Сложный

Относительно простой

Дальнейший процесс создания рекламы на ПО «Гомсельмаш» осуществляется с  поправкой на эти факторы.

ГСЗСМ выделяет в бюджет на рекламу определенную сумму, которую, по собственному мнению, может себе позволить истратить. Подобный метод определения размеров бюджета целиком и полностью игнорирует влияние рекламы на объем сбыта. В результате величина бюджета из года в год остается неопределенной, что затрудняет перспективное планирование рыночной деятельности. Это обуславливается рядом факторов. Во-первых, в данный момент предприятие находится в тяжелой финансовой ситуации. Во-вторых, белорусское законодательство лимитирует средства израсходованные на рекламу в той части, в которой они относятся на себестоимость. Согласно Постановлению Совета Министров РБ от 1.06.2001 г. №831 нормативы расходования средств на рекламу и маркетинговые услуги составляют (таблица 2.12.):

Таблица 2.12. Нормативы расходования средств на рекламу и маркетинговые услуги.

Объём выручки от реализации продукции ( работ, услуг ) в год.

Предельный размер расходов на рекламу и маркетинговые услуги.

До 1350 млн.руб включительно

5 процентов от объёма выручки

Свыше 1350 млн.руб

67,5 млн.руб +2,5 процента от объёма выручки превышающей 1350 млн.руб

Свыше 13500 млн.руб

371,25 млн.руб +1 процент от объёма выручки, превышающей 13500 млн.руб

      Так например  реализация готовой продукции ПО «Гомсельмаш» в 2001 году составила 81633,6 млн.руб. Максимально допустимый рекламный бюджет составил 1052,586 млн.руб ( 81633,6*0,01+371,25). Однако с уверенностью можно сказать что расходование такой суммы на маркетинг нецелесообразно.