Глава 3. Методика эксперимента «Инструментализация способа сокращенного умножения»
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Напомним основные понятия, используемые в нашей работе.
Инструментальное действие - действие, в котором обнаруживается функционализация способа, то есть свободное обращение со способом как ресурсом действия в любых условиях.
Математический общий способ – способ, являющийся общим для некоторого класса математических задач. Общий способ можно получить как в результате содержательно-теоретического, так и в результате содержательно-эмпирического обобщения.
Содержательно-эмпирическое обобщение – обобщение, осуществляемое путем анализа нескольких частных случаев и предполагающее преобразование эмпирического материала с целью выделения существенного отношения.
Качество эмпирического обобщения характеризуется количеством частных случаев, на основе анализа которых обобщается способ действия. Показателем качества эмпирического обобщения в этом случае является количество частных случаев необходимых для обобщения способа.
§3.1. Общий замысел эксперимента
Замысел эксперимента состоял в том, чтобы выяснить зависимость инструментализации действия от типа обобщения, путем которого был получен способ действия.
Предполагаемые результаты эксперимента - гипотезы об условиях становления математического действия как инструментального.
Материалом эксперимента является способ сокращенного умножения (моделью которого является формула сокращенного умножения ).
Так как экспериментальный материал должен быть новым для испытуемых, в качестве испытуемых были отобраны две группы учащихся 5 класса.
Предполагалось, что в группе 1 способ сокращенного умножения будет формироваться содержательно-эмпирическим обобщением (индуктивным обобщением), в группе 2 – содержательно-теоретическим обобщением (обобщением через построение алгебраической модели геометрической ситуации). В первой группе используется методика индуктивного формирования математического понятия, для формирования понятия во второй группе использовалась методика развивающего обучения.
Чтобы результаты эксперимента не зависели от личности отдельного ученика, нужно было, чтобы в каждую группу попали учащиеся в разной степени способные к математике. Для этого учителю-специалисту РО было предложено определить, к какой из групп (группы соотносятся с этапами становления инструментального действия) относятся учащиеся:
ü Учащиеся I типа – учащиеся, способные осуществлять только действие по образцу;
ü Учащиеся II типа – способные к выделению в математической ситуации существенного отношения, общего способа действия;
ü Учащиеся III типа – способные к творческому использованию знаний о способе действия в различных ситуациях.
Представим данные о группах испытуемых в следующей таблице:
1 группа (9 человек) |
2 группа (8 человек) |
|
Учащиеся I типа |
5 человек |
5 человек |
Учащиеся II типа |
4 человека |
3 человека |
Учащиеся III типа |
- |
- |
Формирование способа сокращенного умножения как в группе 1, так и в группе 2 происходит в форме коллективно-распределенной деятельности, поэтому в эксперименте необходим второй этап, диагносцирующий тип и качество эмпирического обобщения у каждого отдельного испытуемого. На втором этапе для каждого испытуемого вычисляется показатель качества обобщения. На этом этапе используется адаптированная методика В.А. Крутецкого.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.