Диагностика степени инструментализации действия также проводилась нами и являлась общей для первой и второй группы испытуемых. Для диагностики использовалась разработанная нами методика (приложение 3). Диагносцирование проводилось в форме индивидуальной беседы с испытуемым.
Материалом этой диагносцирующей методики является серия задач, отобранных нами на основании параметров решения задач, предполагающих использование способа:
1. идентификация задачи как востребующей применение формулы;
2. применение трансформированной формулы в случае необходимости.
Испытуемому сначала предлагается задача, где присутствует один параметр: ему требуется трансформировать способ сокращенного умножения для успешного решения. Затем испытуемому предлагаются более сложные задачи, для решения которых необходимо сначала идентифицировать их как востребующих применение способа сокращенного умножения.
В случае если испытуемый не идентифицирует задачу как востребующую применение способа, экспериментатор дает явные указания на использование формулы сокращенного умножения. В случае если испытуемый не может трансформировать способ для решения задачи, экспериментатор дает явные указания на то, каким образом это сделать.
Полностью самостоятельное решение всех задач соответствует самой высокой степени инструментализации действия сокращенного умножения. Решение всех задач с явными указаниями экспериментатора на использование сокращенного умножения свидетельствует также об инструментализации действия, но в меньшей степени. Самой низкой степени инструментализации действия соответствует решение задачи с явными указаниями экспериментатора на необходимость использования формулы сокращенного умножения и на способ трансформации этой формулы. Если испытуемый не может решить ни одну задачу (даже с явными указаниями экспериментатора), это свидетельствует о том, что действие сокращенного умножения не инструментализировалось.
Таким образом, каждому испытуемому можно присвоить один из четырех уровней, которым соответствует разная степень инструментализации действия:
Уровень A – испытуемый идентифицирует ситуацию как востребующую применение формулы сокращенного умножения и трансформирует формулу в случае необходимости;
Уровень B – испытуемый применяет формулу только в случае явного указания экспериментатора, но самостоятельно трансформирует её в случае необходимости;
Уровень C – испытуемый может трансформировать формулу сокращенного умножения, но только в случае явного указания со стороны экспериментатора на то, как это сделать;
Уровень D – испытуемый может выполнять только действие по образцу (инструментализация действия не осуществляется).
Уровням A, B, C соответствует инструментализации действия, но в разной степени, уровень D свидетельствует о том, что действие сокращенного умножения не инструментализировалось, действие осуществляется по образцу.
§3.3. Описание и интерпретация результатов эксперимента
Проведенное нами исследование было пилотным, поэтому в эксперименте участвовало небольшое количество испытуемых. Пилотное исследование проводилось в 5 «г» классе школы №106 (гимназии «Универс»). Формирующую часть эксперимента вела Юдина Юлия Геннадьевна, опытный преподаватель гимназии. Юдина Ю.Г. также осуществляла экспертную оценку математических способностей испытуемых.
Полученные в результате исследования данные сведем в следующую таблицу:
обобщение, путем которого получен способ |
содержательно-эмпирическое (группа 1, 9 человек) |
содержательно-теоретическое (группа 2, 8 человек) |
|||||||||||||||
тип испытуемого |
I |
I |
I |
I |
I-II |
II |
II |
II |
II |
I |
I |
I |
I |
I-II |
II |
II |
II-III |
показатель качества обобщения |
5 |
4 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
степень инструментализации действия |
D |
D |
B |
B |
C |
B |
C |
C |
C |
A |
A |
B |
B |
B |
B |
B |
B |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.