Изучение основ интегрированной среды разработки языка программирования С++ Builder: Методические указания к лабораторной работе № 5 по дисциплине “Микропроцессорные информационно-управляющие системы и устройства железнодорожного транспорта”, страница 3

Чтобы перенести компонент на форму, надо открыть (акти­визировать) соответствующую страницу библиотеки и указать курсором мыши необходимый компонент. При этом кнопка указателя со стрелкой, направленной по диагонали, размещённая в левой части палитры компо­нентов (см. рис. 7), приобретёт вид ненажатой. Это значит, что вы находи­тесь в состоянии, когда собираетесь поместить компонент на форму. По­местить выбранный компонент на форму - это значит сделать один щел­чок левой кнопкой мыши в нужном месте формы.

Если вы выбрали компонент, но изменили намерение размещать его, достаточно нажать на кнопку указателя в левой части палитры. Это пре­рвёт процесс размещения компонента, и программа вернётся в нормаль­ный режим, в котором можно выбирать другой компонент или выполнить какую-то команду.

ОкноФормы

Основой всех приложений С++ Builder 5 является Форма, на кото­рой размещаются компоненты. Типичный вид пустой Формы показан на рис. 8.

                        Рис.8

Форма   имеет   те   же свойства, что и окна операционных систем  Windows 95, 98, 2000, NT. Она имеет управляющее меню, полосу заголов­ка, кнопки развёртывания, свёртывания и закрытия окна.

2.6. ОкноРедакторакода

Важной частью ИСР С++ Builder 5 является окно Редактора кода, показанное на рис. 9.

                        Рис.9

Обычно при первом открытии ИСР окно Редактора кода находится под окном Формы (см. рис. 4). Для активизации окна Редактора кода мож­но, например, воспользоваться быстрой кнопкой Toggle Forme/Unit  (см. рис. 6). В состав окна Редактора кода также входит окно Исследователя классов (Class Exploer), которое показывает дерево всех типов, классов, свойств, методов, глобальных переменных и глобальных функций, содер­жащихся в модуле, открытом в Редакторе кода (используется опытным программистом). Окно Редактора кода является стандартным программ­ным редактором. В заголовке окна Редактора кода отображается имя те­кущего файла (Unit1.h), того, который в данный момент времени является видимым в окне Редактора кода. В реальной программе может быть не­сколько файлов, с которыми должен работать программист.

В верхней части окна можно видеть закладки (ярлычки) файлов, ко­торые могут быть показаны в окне Редактора кода, в данном случае Unit1.cpp , Unit1.h,

где Unit1 .срр - имя файла реализации модуля;

 - Unit1.h - имя заголовочного файла модуля.

Видимым из этих двух файлов в данный момент является файл Unit1.h. Для активизации файла Unit1.срр (сделать его видимым) необхо­димо щёлкнуть левой кнопкой мыши по ярлычку Unit1.срр. В окне Редак­тора кода файл Unit1.cрр станет видимым, файл УUnit1.h сделается невиди­мым.

В нижней части Редактора кода можно видеть строку состояния. В самой левой её позиции находится Индикатор строки и колонки. Правее расположен Индикатор модификации, который словом Modified показыва­ет, что код (текст), который виден в окне, изменён и не совпадает с тем, который хранится на диске. Третий элемент строки состояния - стандарт­ный режим вставки Insert. Наличие слова Insert в строке состояния говорит о том, что клавиша Insert не нажималась.

2.7. ОкноИнспектораобъектов

Окно Инспектора объектов (Object Inspector) предназначено для изменения свойств компонентов (объектов) С++ Builder 5 и управления событиями, на которые реагирует компонент. Инспектор объектов показан на рис. 10. Окно Инспектора объектов содержит кнопку управления выпа­дающим списком компонентов, установленных на форме. В этом списке можно выбрать тот компонент, свойства и события которого представляют интерес. В данном случае выбран компонент Form1 (форма). В состав окна Инспектора объектов входят также две страницы - страница свойств и страница событий.

Страница свойств (Properties) Инспектора объектов показывает свойства того компонента, который в данный момент выделен (Form1). Например, на рис. 10 видно свойство Caption (заголовок, надпись), которое говорит о том, что в поле заголовка формы (Form1) написано слово Form1 (см. рис. 8). Можно изменить содержимое свойства Caption, написав вме­сто слова Form1, например, "Моя программа" по-русски, и этот текст по­сле написания его в Инспекторе объектов появится в полосе заголовка компонента Форма (Form1).