Руль направления может быть нагружен аэродинамическими силами в не отклонённом положении, как часть киля. Однако чаще расчётными для руля направления являются нагрузки при отклонении его на максимальной скорости. На рисунке 2.1 показано нагружение руля направления.
Рисунок 2.1 – Расчётно-проектировочная схема руля направления
2.2 Определение нагрузок и построение эпюр внутренних силовых факторов
Нагружается руль направления, как и другие подвижные части киля, аэродинамическими силами и реакциями опор. Расчётная нагрузка руля направления Yip , пропорциональна его площади Si и его скоростному напору q. По размаху руля направления эта нагрузка распределяется пропорционально хордам, по хорде – по закону трапеции.
Аэродинамическая нагрузка на руль направления Ррнр, Н, определяется по формуле
, (2.1)
где k – коэффициент, устанавливаемый нормами прочности;
f – коэффициент безопасности;
Sрн – площадь руля направления, м2
q – скоростной напор, Н/м
Скоростной напор q , определяют по формуле
, (2.2)
где - плотность воздуха, кг/м3
V – скорость полёта, м/с
Погонная нагрузка по размаху руля направления qрн, Н/м2, распределяется пропорционально хордам и определяется по формуле
, (2.3)
где bсеч – хорда руля направления в сечении между 1-ой и 2-ой нервюрой
Руль направления при расчётах на прочность можно рассчитывать, как многопролётные балки, нагруженные распределёнными аэродинамическими силами.
Количество опор и конструкция узлов подвески зависят от формы и размеров руля направления. У руля направления самолёта су-35 три узла подвески, следовательно, у данного руля направления имеется три силовые опоры.
При построении эпюры крутящих моментов по рулю направления вычисляют погонный крутящий момент, Н/м, по формуле
, (2.4)
где r – расстояние между осью вращения и линией центра давления в данном сечении, м
Нагружение элементов конструкции следует рассматривать при условии защемления их в сечении, к которому подходит рычаг управления. Суммарный момент всех нагрузок относительно оси вращения руля направления называется шарнирным моментом, этот момент уравновешивается моментом силы в тяге управления.
Для построения эпюры поперечных сил Q, изгибающих Мизг и крутящий Мкр моментов необходимо произвести соответствующий расчёт.
Аэродинамическую нагрузку на руль направления считаем в не отклонённом положении, как часть киля.
Принимаем, что интенсивность аэродинамической нагрузки постоянно по размаху руля направления и равна на передней кромке, в соответствии с рисунком.
Нагрузку на руль направления Ррн, Н/м2 , определяют по формуле
, (2.5)
где qmax – максимальный скоростной напор, Н/м2
Максимальный скоростной напор qmax , Н/м2 определяется по формуле
, (2.6)
где Vmax – максимальная скорость полёта самолёта, м/с
Согласно закону распределения нагрузки по хорде руля направления, по трапеции эксплуатационную нагрузку по размаху руля направления qрнэ, Н/м, определяют по формуле
, (2.7)
Хорду руля направления bсеч, м, берём с чертежа общего вида самолёта Су-35 в корневом b¢сеч = 0.36 и концевом сечении b¢¢ сеч = 0.22 м, тогда
Расчётную погонную нагрузку на руль направления , Н/м, определяют по формуле
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.