- От мифологии наука отличается тем, что стремится к поиску причин и доказательству, а не следует фантастическим образам мифических повествований. А также тем, что не претендует объяснить мир в целом, (на основе одного образа, метафоры, или формулы), а формулирует законы развития природы.
- От мистики она отличается тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому (отстраненному и опосредованному) пониманию. Она не оперирует такими «методами» как озарение, экстаз, инсайт и т.п.
- От религии наука отличается тем, что не апеллирует к вере, а требует доказательного, опирающегося на чувственный опыт знания и считает разум единственным источником истины.
- От идеологии она отличается общезначимостью и универсальностью своих теоретических положений и утверждаемых истин, которые не зависят (по крайней мере, напрямую) от политической конъюнктуры и интересов той или иной социальной группы.
- От философии наука отличается принципиальным отказом от постановки целевых вопросов и обсуждения неразрешимых проблем, тем, что ее выводы и постулаты допускают эмпирическую проверку и строятся как сугубо объективное, аналитичное, теоретически автономное знание.
- От искусства она отличается своей рациональностью, тем, что не оперирует образами, а создает понятия и теории.
- От техники наука отличается тем, что нацелена не на использование полученных знаний с целью преобразования мира, а на само познание мира.
3. Наука и обыденное познание.
Наконец, совершенно особые отношения складываются между наукой и обыденным познанием, «здравым смыслом» повседневной жизни. Науку часто рассматривают как модифицированный и унифицированный здравый смысл. Традиции такого понимания уходят корнями в английский эмпиризм и британскую философию «здравого смысла», и в целом в особенности культуры стран северной Европы.
Наука постепенно выделяется из обыденного познания. Этапы этого выделения имеют модель незамкнутого круга. Первоначально наука во многом определяется правилами и приемами, свойственными и обыденному сознанию. Это этап преднауки, когда научные понятия напрямую замещают реальные объекты, а затем осуществляются операции преобразования этих объектов-заместитетелей. Это этап сбора первичной информации и классификаций.
На следующем этапе развитой науки она уже принципиально отличается от обыденного познания. Здесь нет непосредственной корреляции с практикой, и осуществляется другой способ построения знаний. Начинает широко использоваться принцип экстраполяции (перенесения, распространения выводов, моделей, характеристик с одного объекта на другой). Явления действительности и их отношения изучаются не столько в прямом наблюдении, сколько в соотнесении их с гипостазироваными моделями, идеализированными объектами, которые создаются в результате обработки эмпирического материала на первой стадии науки.
Главным инструментом науки становится теория. Научный факт толкуемый максимально расширительно. Факт и теория соотносятся через опосредование логикой, процедурами особого языка и сложной системой методов и форм научного познания.
На этом этапе становится очевидным, что научное познание отличается от обыденного тем, что:
- научное познание имеет дело с особыми объектами реальности. Они лишены непосредственности объектов обыденного познания, а представлены через эксперимент и той или иной степени теоретезированы;
- наука использует особый язык, который стремится сделать максимально четким и однозначным, и на основе этого создает искусственные языки;
- научное познание осуществляется системой специальных орудий;
- в науке формируются специфические способы обоснования истинности знаний, не сводимых к их простому и повторяющемуся применению. Она создает собственную систему обоснований, прежде всего, систему процедур выводимости;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.