Позже к этим ценностям в философии науки стали относить еще и рационализм и нейтральность. Таким образом была представлена единая ценностно-нормативная структура науки (ее «этос»), определяющая систему предписаний, запретов, предпочтений, санкций и разрешений, на которые ориентируются ученые в своей деятельности.
Структура этих ценностей создает неофициальный фундамент деятельности ученых, над которой надстраивается официально организованная система распределения вознаграждения за осуществление институционально предписанных ролей в научной работе, сообразно званиям и должностям.
Количество ученых в мире возрастает с развитием науки даже быстрее, чем по геометрической прогрессии:
На рубеже XVIII-XIX веков около 1 тысячи
В середине XIX века -«- 10 тысяч
В 1900 году -«- 100 тысяч
Конец XX века -«- свыше 5 миллионов
Такие темпы привели к тому, что 90% всех ученых, когда-либо живших на земле, – наши современники.
То же самое касается и роста научной информации. В XX веке она удваивалась за 10-15 лет. Количество научных журналов, публикаций, трудов также возрастает. Наука образует огромную область знаний, включающую в себе более 15 тысяч дисциплин.
Эти процессы тесно связаны с профессионализацией и специализацией науки, ее усиливающейся связью с производством и политикой. Понятие «ученый» становится только номинальным и легко заменяется понятиями «научный работник» и «научный сотрудник».
Деятельность в науке все большей степени становится деятельностью специализированных творческих коллективов, причем это коллективы, осуществляющие комплексную деятельность и по производству знаний, и по их внедрению. Научные учреждения – это не только лаборатории институты, исследовательские центры, но и КБ, научно-промышленные комплексы и др.
Деятельность в науке – это и экспериментальная работа, и фундаментальные теоретические исследования, и создание инструментальной, приборной базы науки и деятельность по научному менеджменту и др.
Совершенно особое, еще не изученное до конца положение придает науке мощное развитие информационных технологий.
В целом, наука становится «непосредственной производительной силой», ведущей силой научно-технической революции, определившей исторические перспективы ушедшего столетия. И все эти особенности социального бытия науки прямо и опосредованно формируют современное естествознание.
III. Научное познание.
Анализ научного познания касается двух аспектов: структуры научного познания и его динамики. Этот анализ предворяет ряд идей и общефилософских положений.
1. Предворяющие идеи.
Таких идей три: идея «гносеологической робинзонады», идея «стандартной концепции науки» и «идея позитивистского компромисса». Первая касается процесса познание в целом, вторая – процесса научного познания, третья – социально-исторических аспектов возникновения современной науки. Все эти идеи имеют не столько теоретический, сколько метафорический характер и возникают много позже того явления, которое они описывают.
Идея, точнее, метафора «гносеологической робинзонады» появляется в теории познания в XX веке, но используется для описания познавательной ситуации Нового времени. Познание понималось в этот период как отражение. Сознание человека отражает природу, или «книга человеческой мудрости» заполняется согласно «книге природы». Нужно стремиться к максимально точному отражению и устранять все неточности.
Сознание человека по своей сути подобно «tabula rasa» – чистой доске, на которую мир записывает свои «письмена». Запись начинается с ощущений и заканчивается идеями, и каждый человек есть совершенно особый автономный феномен, познающий инструмент – инструмент, «играющий свое познание».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.