Учебно-методическая разработка “Введение в философию науки” (как первый раздел курса “Концепции современного естествознания”)

Страницы работы

Содержание работы

Учебно-методическая разработка

“Введение в философию науки”

(как первый раздел курса

“Концепции современного естествознания”)

Выполнила: Крылова Елена Эдуардовна,

Доцент кафедры гуманитарных и общественных наук

ЯФ МЭСИ, г. Ярославль

Содержание

I. Предмет и задачи курса «Концепции современного естествознания». Естествознание и наука.

1. Общая характеристика курса.

2. Естествознание – наука – философия, их соотношение и место в культуре. Естествознание и гуманитаристика.

II. Наука: ее структура и место в культуре.

1. Культурологический статус науки.

2. Наука и другие формы культуры.

3. Наука и обыденное познание.

4. Важнейшие характеристики науки.

5. Классификация наук.

6. Социальные аспекты бытия науки.

III. Научное познание.

1. Предворяющие идеи.

2. Гносеология и эпистемология о познании и науке.

3. Знание его суть и виды.

4. Структура научного познания.

А). Уровни, методы и формы научного познания.

Б). Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

В). Важнейшие формы научного познания.

Г). Научная картина мира.

Д). Методы науки.

I. Предмет и задачи курса

«Концепции современного естествознания».

Естествознание и наука.

1. Общая характеристика курса.

Предмет семестрового курса – естествознание. Можно предложить три «начала», три по-разному сделанных «первых шага» в разговоре о естествознании. Эти «начала» условно можно назвать дефинитивным, структурно-логическим и историко-художественным.

Первое связано с попыткой дать исходную, первичную «дефиницию» (определение) интересующего нас явления. Если обратиться к привычной форме родовидового (явного) определения, то естествознание будет определено через родовое понятие науки: либо как наука (не случайно английское «sсience» фактически отождествляет естествознание и науку), либо, что точнее, как часть или отрасль науки. Естествознание – это совокупность наук о природе, которые изучают мир в его естественном состоянии. Природа же в самом широком смысле понимается как часть мира, которая стала объектом теоретической и практической деятельности людей, а несколько уже, как среда обитания человека.

Второе (во многом номинальное, этимологическое) касается наименования самого курса, в котором ключевым следует считать слово «концепция» (от лат. «conceptio» – понятие, понимание). Концепция – это система («популяция») связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов, понятий или идей по поводу того или иного явления (предмета, процесса), которые создают определенный способ его трактовки. Также концепция может быть определена как единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.п.

Курс по современному естествознанию невыполним, поскольку предполагает слишком большой объем слишком разнообразных знаний, не случайно курс под названием «Естествознание», присутствовавший в школьных программах первой половины XX века, прекратил свое существование. Курс, касающийся концептуальных оснований естественных наук, возможен. Он предполагает знакомство не со всей системой знаний современных естественных наук, а с той единой интегральной картиной мира, которая создается естествознанием, т.е. естественным знанием в отличие от сверхъестественного.

Он описывает не только важнейшие сведения о строении мироздания, но и те установки, правила и методы, которые собственно и делают знание естественным. Поэтому предстоящий нам курс является междисциплинарным в самом широком смысле этого слова. Он опирается не только на взаимодополнение различных отраслей знаний о природе, но и на философию науки, и поэтому развивает традиции «натуральной философии», имеющей многовековую историю.

Но эти два первые ракурса первоначального определения предмета нашего курса могут быть не только на словах, но и в  сущности и действительной глубине поняты, только если мы хотя бы минимально знакомы с реальными событиями истории и сегодняшнего дня естествознания: сведения, гипотезы, открытия, теории, великие ученые и т.п.

Поэтому возникает еще один путь знакомства с обсуждаемым предметом, похожий на то, что называется остенсивным определением, т.е. определением через показ. Таким «определением» может быть, например, следующая иллюстрация.

В философии науки достаточно известным является имя Людвига Флека. Микробиолог по специальности, по происхождению – польский еврей, появившийся на свет в конце XIX века во Львове, волею трагических обстоятельств жизни оказавшийся провозвестником постпозитивистского этапа в развитии философии науки.

В 1922 году Флек заканчивает Львовский университет. В 1935 появляются первые работы по микробиологии. После присоединения Западной Украины к России он становится директором львовской микробиологической лаборатории и приобретает известность в научных кругах. Как подлинный ученый он стремится докопаться до глубинной природы исследуемых явлений, поэтому занимается не только экспериментами и их теоретическими обобщениями, но и историей интересующих его проблем.

Похожие материалы

Информация о работе