Учебно-методическая разработка “Введение в философию науки” (как первый раздел курса “Концепции современного естествознания”), страница 17

Связанное с естествознанием представление о знании соотнесено с формированием индустриального общества, развитием и упрочением техники. Возникает представление о науке как индустрии знаний, что провозгласил еще Ф. Бэкон («Знание – сила!»), затем А. Смит («Знание – капитал»), еще позже К. Маркс («Наука – производительная сила!»). При этом, по словам того же Смита, «человека получившего образование путем упорного труда, [и обладающего вследствие этого знанием] можно уподобить дорогостоящим машинам».

Когда в XX веке на смену индустриальному обществу приходит постиндустриальное с доминированием информационных технологий, это, с одной стороны, усиливает понимания знания как индустрии, но, с другой – выявляет его особую социальную и коммуникативную значимость, и, в некотором смысле, возвращает древнее понимания знания как предмета интеллектуального удовольствия.

Знание начинает пониматься как многомерный феномен, который можно рассматривать не только в выше названных смыслах, но и как бытийное отношение, социально, культурно и психологически значимая информация, как спектр «фреймов» или сценариев, организующих жизнь, как результат прояснения многочисленных метафор, парадигм, стереотипов, наконец, как «неизреченный интеллект» и т.п.

Меняется и традиционное понимание структурных единиц знания. К привычному образу, складывающемуся на различных уровнях от ощущения до концепта, прибавляются такие «единицы» как текст, схема, ситуационная модель, фрейм и т.п.

Ставится даже вопрос о необходимости выйти за пределы менталистского понятия знания как продукта особой познавательной деятельности, или уж, по крайней мере, значительно расширить список базовых моделей, операций познания: отражение, репрезентация, конвенция, интерпретация, диалог и т.п., находящие свое полное выражение в гуманитарном познании, но проникающие и в познание естественнонаучное.

4. Структура научного познания.

Важнейшим отличием знания естественнонаучного и гуманитарного является то, что первое рассматривается как результат четко и понятно организованных процедур. Хорошо отлаженное взаимодействие методов и форм обеспечивает науке ее особый гносеологический статус.

А) Уровни, методы и формы научного познания. Исходное, связанное со «стандартной концепцией науки» представление об уровнях, методах и формах научного познания можно представить следующим образом:

            Методы

             Уровни

             Формы

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент

      эмпирический

Эмпирические законы, эмпирические классификации

Анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, системный метод, моделирование.

            Факт,

          Проблема                                            

Идеализация, универсализация, концептуализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование, информационные методы, восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического.

       теоретический

Гипотеза, закон, классификация, типология, теория, идеализированный объект, идеалы и нормы науки, научная картина мира (НКМ).

Выделение форм, методов и уровней научного познания является главным свидетельством развитости науки и обеспечивает ее строгую дисциплинарную организацию. Различение эмпирического и теоретического уровней в научном познании составляет исходную данность это организации. В этом делении отражается различие в сознательно применяемых методах исследования и в характере добываемого материала.

Б) Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Эмпирический уровень научного познания характеризуется предметно-орудийной деятельностью ученого, в ходе которой накапливаются факты об исследуемых явлениях, проводятся наблюдения, измерения, сравнения, осуществляются эксперименты. Под теоретическим уровнем научного познания понимают такую деятельность, которая характеризуется выдвижением и разработкой гипотез и их превращением в теории, а также выработкой научных идей, принципов, законов, в которых выражаются сущностные моменты информации о мире.