Неопозитивистское понимание науки было сциентистским и интерналистским. Наука понималась ими как особого рода документ о мире, как они считали «протокол». Корпус науки с этой точки зрения образуют, как говорилось, даже не чувственные данные наблюдений и их теоретические обобщения, а «протокольные предложения», «логические атомы» – с одной стороны, и теории, строящиеся по правилам искусственных языков – с другой. Поэтому у неопозитивизма есть еще одно название – «логический позитивизм».
- Постпозитивистский этап фактически является постмодернистским. Здесь соотнесены не только сама наука и философия науки, но и доминирующее в культуре мировоззрение. Постпозитивизм в философии науки не представляет собой целостного философского течения. В нем соседствуют различные методологические и социологические концепции. В самой науке он проявляется в усилении роли междисциплинарных исследований, в рождении мировоззрения синэргетики и в идеологизации науки, укреплении, часто циничном, связей науки с политическими, военными, финансовыми элитами.
На этом этапе выражается недоверие принципам феноменализма, индуктивизма, демаркации и др. принцип верификации заменяется принципом фальсификации (опровержения), набирают силу экстерналистские и антисциентистские настроения. Наука начинает рассматриваться как динамически развивающаяся подсистема культуры, наполненная массой психологических, этических, социальных и иных составляющих, как социально сконструированный феномен.
Для подлинного понимания науки требуется знание истории науки и психологии ученых. Даже знание и сам процесс исследования в науке является социально сконструированным. Формируется убеждение, что в физическом мире не существует чего-либо настолько достоверного, что однозначно определяло бы выводы ученых. Это позволяет им конструировать различные объяснения реальности, активно используя имеющиеся в обществе языковые, символические и культурные ресурсы.
Наука и научное знание не обладают каким-то особым эпистемологическим статусом. В самых радикальных концепциях методологические основы науки рассматриваются не только плюралистически, но и анархически. Наука и научное познание включены в культуру и открыты для различных социокультурных и политических влияний, и подвержены даже более экзотическим типам воздействий.
2. Гносеология и эпистемология о познании и науке.
Важнейшим философско-мировоззренческим тезисом, предваряющим анализ структуры научного познания, является представление о том, что научное познание – суть процесса познания как такового. В научном познании аккумулируются самые важные и вершинные способности познания. Степень признания или непризнания этого тезиса определяет этап развития науки и философской рефлексии о ней.
Научное познание не случайно соотносится с познанием обыденным. Последнее представляет в этом соотношении широкий контекст познания в целом, контекст, в котором только и можно понять научное познание. Познание же является предметом особого раздела философии – гносеологии или эпистемологии. Они выявляют гносеологические и эпистемологические основания науки.
Гносеология и эпистемология являются тождественными по своим задачам философскими дисциплинами. И та, и другая может быть определена как теория познания или теория знания. Но первое больше относится к гносеологии, а второе – к эпистемологии. И та, и другая рассматривают один круг проблем: структура познания, его этапы, его методы и формы, истинность и т.п.
Кроме того, гносеология осознает себя в большей степени общей теорией познания, а эпистемология – теорией специализированного научного познания. Они по-разному рассматривают отношение между всем процессом познания и научным познанием. Гносеология склонна считать научное познание подвидом целостного процесса познания мира. Познание как отражение мира в любых формах первичней научного познания. Основные уровни познания – чувственность и рациональность, формы (они же методы) – ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, идея.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.