Учебно-методическая разработка “Введение в философию науки” (как первый раздел курса “Концепции современного естествознания”), страница 13

Но поскольку несоответствий действительно масса, то Малкей считает, что общепризнанный стандартный регулятив сменяется моделью «дискурсного анализа». (Дискурс – от фр. разбегание, рассосредоточение). Дискурсом Малкей и его коллеги называли  особую систему коммуникации (прежде всего речевой) на основе которой осуществляется деятельность ученых, и которая ориентирована на обсуждение и обоснование любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников (в широком смысле слова – разговор).

Есть негласные, но известные всем способы связать в сознании реального ученого эти два противоположные контекста («репертуара») науки: официальный (эмпиристский), представленный формальной научной литературой, исследовательскими публикациями, и неофициальный (континджентный –  условный), представленный неформальным общением, свободными интервью, дневниковыми записями и т.п. Конечный принцип, по которому связываются эти два контекста был обозначен Малкеем и его коллегами как принцип «ИВС» – «истина выявится сама».

Позиция «стандартной концепции науки» и «дискурсного анализа» выражают взгляды различных периодов развития как самой науки, так и философии науки. Являясь представителем позднего, постпозитивистского этапа философии науки, Малкей связывал формирование и утверждение стандартной концепции науки с неопозитивистским пониманием науки. Неопозитивизм, в свою очередь является модификацией позитивизма.

Все эти три направления (позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм) связываются «стандартной концепцией науки» таким образом, что, благодаря ей, неопозитивизм максимально формализует идеи позитивизма, а постпозитивизм производит хорошо организованную деструкцию этой концепции. Важнейшие характеристики этих трех направлений следующие:

- Позитивитское понимание науки было самым очевидным. Наука – это позитивное мышление. Она преодолевает несовершенства религиозного и философского сознания. Она сама себе философия, или подлинная квинэссенция философии. Философия должна быть онаучена. Философия – методологическая служанка науки.

Наука не ищет скрытых сущностей (и в некотором смысле объявляет запрет на поиск абсолютов), а описывает наблюдаемые явления, выявляет законы из существования и теоретически организует такое знание. Важнейшими принципами науки являются феноменализм – описание наблюдаемых явлений; опора на опыт – исследовательскую пытливость в отношении изучаемого предмета; индуктивизм – предпочтение индуктивного метода дедуктивному.

- Неопозитивизм является реакцией с одной стороны на неубедительность позитивизма, с другой стороны – на философско-методологические проблемы, возникшие в ходе научной революции начала XX века. Продолжая традицию позитивной философии, неопозитивизм тесно сближается с аналитичекой философией и философией языка.

Непозитивизм констатирует значительное усиление роли знаково-символических средств в научном познании, его математизацию и формализацию, пересматривает привычные отношения между наблюдениями и теоретическими обобщениями науки. На этом этапе впервые четко выделяют и начинают различать эмпирический базис науки и ее теоретический аппарат.

Кроме того, проводят жесткое различие между философией и наукой, признавая единственно возможным знанием специально-научное, объявляя все традиционные философские вопросы бессмысленной метафизикой. Реализуя тем самым принцип демаркации – принцип разграничения научного и ненаучного знания по четко обозначенным критериям.

 Понятия философии объявляются псвдопонятиями, а ее суждения характеризуются как неосмысленные (в сравнении с осмысленными и бессмысленными). Они таковы, поскольку не поддаются процедуре верификации. А именно принцип верификации объявляется важнейшим научным принципом. Причем верификация – не просто наглядное подтверждение опытом, а процедура, процесс особой логической работы с научным языком.