Это деление не совпадает полностью с общим различением чувственности и мышления в процессе познания. Если различие чувственного и рационального характеризует процесс познания вообще, то различение эмпирического и теоретического – лишь научного исследования. Чувственность и мышление – не исследовательские формы познавательной деятельности.
Кроме того, чувственность и мышление – не специализированная деятельность, они присущи любому индивидуальному сознанию. Эмпирический и теоретический уровни – это концентрация особых приемов познавательной деятельности, осуществляемой научными сообществами, и только потому и отдельными учеными.
Эмпирический и теоретический уровни образуют глубокое единство, поскольку представляют собой взаимодополняющие этапы единой научной деятельности. Не случайно А. Уайтхед назвал их «слоями» науки: слоем наблюдений и концептуальным слоем. Но при этом их можно отличить по множеству критериев, среди которых, например: характер объекта исследования; уровень освоения этого объекта; характер связи с практикой; использование различных логических приемов; способ воспроизведения изучаемых явлений.
Характерные признаки эмпирического исследования: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность. Для этого уровня характерен приоритет живого созерцания над рациональными моментами познания и стремление к непосредственному (без промежуточных звеньев) результату. Исследуемый объект здесь отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений.
На теоретическом уровне изучаемые явления и процессы рассматриваются со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей. К этому прибавляется и внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания. В целом, это деятельность по построению и разработке теорий. Для данного уровня характерно существенное преобладание «мыслительных операций» над живым созерцанием. К базисным мыслительным операциям относятся мышление, рассудок, разум.
Мышление – процесс максимально обобщенного и опосредованного воспроизводства действительности в понятиях и идеях. Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной формы, схемы, шаблона, жесткого стандарта. Разум – высший уровень мышления, постигающий логику вещей в логике понятий. Понятия разума – не шаблоны, а динамичные, пронизанные множеством отношений и связей, гибко функционирующие высокоинформативные обобщения, объединения многообразия явлений, вплоть до синтеза противоположностей.
Рассудок и разум оперируют различными формами мышления (логическими формами). Переход от рассудка к разуму – выход за пределы сложившейся готовой системы знаний на основе выдвижения новых фундаментальных идей. Этот переход строится как формализация и перевод в относительно устойчивые мыслительные формы содержания исследуемых явлений. Но, безусловно, существуют малоизученные связи теоретического познания не только с чувственностью, но и с фантазией, воображением, интуицией и т.п.
В) Важнейшие формы научного познания. Главной формой эмпирического познания является факт. Он собирает, аккумулирует в себе все важнейшие потенции эмпирического исследования. Главными формами теоретического познания является теория. Отношение между эмпирическим и теоретическим, между фактом и теорией неоднозначно. Фактов, как правило, бывает существенно больше, или существенно меньше, чем требуется теории. А теория, как правило, имеет элементы, никак не соотносимые ни с какими фактами.
Поэтому и формулируется принцип теоретической нагруженности фактов (или недодетерминированности теорий). Выделяются даже две тенденции в научной методологии: фактуализм и теоретизм. Но несмотря на осознание того, что факты конструируются, а теории фантазируют, их значение и специфика не отменяются, и они рассматриваются как подлинные опоры науки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.