Если признавать, что международное право может по желанию его создателей регулировать внутригосударственные отношения, иметь прямое действие во внутригосударственной сфере, тогда придется просто забыть об объективной границе между внутригосударственным и международным правом. Тогда, если быть последовательным, надо ориентироваться только на субъективный фактор – желания и намерения государств, можно допустить возможность распространения действия международного права и на отношения между людьми и неодушевленными предметами или возможность регулирования межгосударственных отношений внутригосударственным правом.
Даже если формулировки какого-либо законодательного акта или международного договора могут создать впечатление, что международное право будет в той или иной мере прямо регулировать соответствующие внутригосударственные отношения, распространяя, в частности, свое действие непосредственно на индивидов и, превращая их, тем самым, в субъектов международного права, это будет иллюзией. В качестве иллюстрации сошлемся на следующую фразу из п.1 ст. 9 Международного пакта: «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность».
Внешне как будто бы речь идет о непосредственном наделении соответствующих индивидов упомянутым правом, то есть о прямом применении к ним пакта. В действительности, однако, в силу объективной невозможности такого прямого применения указанное положение следует рассматривать как обязывающее государства, участвующие в пакте, создать условия, обеспечивающие осуществление этого положения в пределах их власти, прежде всего, включив необходимые нормы в свое внутреннее право. Даже прямое объявление каких-либо категорий индивидов субъектами международного права, во-первых, их таковыми не сделает и, во-вторых, ничего не даст для защиты их прав. Если бы объявление субъектом международного права могло само по себе кого-либо защитить, тогда проще всего было бы причислить к субъектам международного права исчезающие виды животных, которые человечество хочет сохранить. Между прочим, чтобы реально содействовать защите прав человека на межгосударственном уровне, необходимо заключение международных договоров, предусматривающих достаточно четкие и конкретные обязательства и создающих международные механизмы и процедуры, которые позволяют эффективно контролировать выполнение этих обязательств. Например, они могут предусмотреть рассмотрение в международных органах жалоб индивидов и неправительственных организаций на государства в связи с нарушениями прав человека. Важно не то, что такие индивиды и организации тем самым становятся субъектами международного права (они ими все равно стать не могут). Важно, чтобы функционирование указанных механизмов и процедур приносило плоды, было результативным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.