Соотношение международного и внутригосударственного права, страница 12

Автоматическая инкорпорация может быть в какой-то степени замена общей отсылкой к международным договорам (с указанием их приоритетов в отношении внутригосударственных правовых актов). Эффект будет, практически, таким же. Однако она более уместна в отношении обычных международно-правовых норм. Их формальная инкорпорация во внутреннее право тоже возможна, хотя из-за сложности установления их точного содержания она может быть затруднена. Но в любом случае необходимо решить  вопрос  о приоритете и обычных норм (инкорпорированных или к которым сделана отсылка).

Автоматизм внутригосударственного правотворчества, к которому приводит инкорпорация или отсылка, не всегда обеспечивает полностью выполнение государством своих международно-правовых обязательств. Инкорпорация и отсылка обеспечивают их выполнение только в том случае, когда они вытекают из «самоисполнимых» договоров. Если положения договоров или обычные нормы недостаточно конкретны и требуют для их осуществления принятия специальных внутригосударственных правовых актов, выполнение вытекающих из них обязательств неизбежно будет запаздывать по отношению к моменту их инкорпорации или к началу действия отсылки. Такое запаздывание не может рассматриваться как невыполнение в течение некоторого срока международно-правовых обязательств в том случае, если договор предусматривает принятие какого-либо законодательства, подразумевая, что этот процесс займет определенное время. Ясно, что, в принципе, избежать упомянутого запаздывания невозможно, если только не принять соответствующий внутригосударственный акт заранее, но стремиться к устранению или предотвращению этого запаздывания необходимо.

Всего пронумеровано _____ с.

Подписано к печати

Авт. л. _____ Усл. печ. л. _____

№ _____

Заказ № _____

Тираж 50 экз.

Типография Академии ФСБ России



[1] См.: Аметистов Э.М. Международное право и труд. М.: Междунар. отношения, 1982; Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 1981; Гавердовский А.С. Имплементация норм международного права. Киев, 1980; Мюллерсон Р. А. Соотношение международного и национального права. М.: Междунар. отношения, 1982; Усенко Е.Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // Сов. ежегодник международного права. 1977. М.: Наука, 1979. С. 57-86.

[2] Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. № 2. С. 24.

[3] Более подробно об этом см.: Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М.: Международные отношения, 1993. С. 131-145.

[4] Усенко Е.Т. Указ. соч. С. 24.

[5] Хлестов О.Н. Россия и международное право (в свете новой Конституции) // Дипломатический вестник. 1995. №9. С. 50, 52.

[6] Горбачев М.С. Избранные речи и статьи. Том 5. М.: Изд. полит. литературы, 1988. С. 295.

[7] Усенко Е.Т. Указ. соч. С. 18.

[8] Там же. С. 17.

[9] Лукашук И.И. Конституция России и международное право // Московский журнал международного права. 1995. № 2. С. 35.

[10] Danilenko G.M. The New Russian Constitution and International Law // The American Journal of International Law. 1994. Vol. 88. No. 3. P. 466.

[11] Российская газета. 1995. 21 июля.

[12] См. по этому вопросу: Каланда В.А. О трансформации норм меж­дународного права в правовую систему Российской Федерации (конституционно-правовой анализ) / Московский журнал международного права. № 3. 1994. С. 12.

[13] Лукашук И.И. Указ. соч. С. 35-36.

[14] Лукашук И.И. Указ. соч. С. 36-37; Danilenko G.M. Op. cit. Р. 465-466.

[15] Российская газета. 1995. 21 июля.

[16] Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 1994. № 16. С.991 (с.6б7).