Проблемы, сходные с рассмотренными нами в качестве примера, как и вообще проблемы, обусловленные особенностями того или иного национального права (формулировками, встречающимися в конституциях и других законодательных актов, их официальным толкованием и т.д.), которые касаются соотношения международного и внутригосударственного права, возникают неизбежно. Они могут быть сведены к минимуму. Прежде всего, это можно сделать в процессе правотворчества, причем наибольшее внимание должно быть уделено тому, чтобы предвидеть появление таких проблем при осуществлении внутригосударственного правотворчества. Если на этой стадии не удастся предотвратить их появление, потребуются гораздо большие усилия для их решения в дальнейшем. Позднее либо придется прибегать к новому правотворчеству, что не всегда легко, либо использовать официальное толкование, которое имеет ограниченные возможности.
Готовность национального права к выполнению государством своих международно-правовых обязательств часто зависит от решения, казалось бы, в значительной степени технических вопросов, например, от того, инкорпорируются ли вступившие для государства в силу международные договоры в его законодательство автоматически или необходимо каждый раз принимать особый акт для осуществления такой инкорпорации. В последнем случае в течение какого-то промежутка времени государство после вступления для него договоров в силу будет не в состоянии выполнять вытекающие из него обязательства.
Выбор государством форм, способов, масштабов, техники трансформации (т.е. того или иного механизма трансформации) может существенно повлиять на выполнение им своих международно-правовых обязательств, затруднить или облегчить их выполнение. Совершенно очевидно, что максимальная синхронизация международного и внутригосударственного правотворчества (когда внутригосударственное правотворчество необходимо) в наибольшей степени позволит государству избежать проблем при выполнении своих международно-правовых обязательств. Синхронизации не требуется, если внутригосударственное право заранее готово к тому, чтобы обеспечить выполнение международно-правовых обязательств, которые государство собирается на себя взять. Если внутригосударственное право может быть адаптировано к международно-правовым обязательствам, которые предстоит принять, внутригосударственное правотворчество не является необходимым (исключая случаи автоматической информации).
Каков должен быть механизм трансформации, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для выполнения государством своих международно-правовых обязательств, чтобы обеспечить наибольшую согласованность международного и внутригосударственного права?
По-видимому, автоматическая инкорпорация договоров в законодательство государства (и, следовательно, инкорпорация содержащихся в них положений во внутреннее право государства) – кратчайший путь к максимальной синхронизации международного и внутригосударственного правотворчества. Она должна распространяться на все договоры, причем с учетом уровня договоров: договоры самого высокого уровня в результате инкорпорации должны иметь статус законов, заключаемые правительством и не подлежащие ратификации – статус актов правительства, межведомственные договоры – статус актов, принимаемых ведомствами. Это необходимо для определения приоритета инкорпорированных договоров в зависимости от их уровня перед внутригосударственными актами соответствующих уровней. Если положениям договоров не будет после инкорпорации дан приоритет перед той или иной категорией положений внутригосударственных актов, инкорпорация становится бессмысленной, и внутригосударственное право не в состоянии будет тогда обеспечить выполнение государством своих международно-правовых обязательств. Естественно, договоры более высокого уровня должны иметь приоритет перед остальными договорами (и в инкорпорированном виде, в рамках внутреннего права, и в неинкорпорированном виде, в рамках международного права).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.