Лекция 2. Античная философия.
2.1. Предпосылки возникновения и становления философии
В VIII — VI вв. до н.э. часть человечества вступает на принципиально новый путь развития: рождается античная, а в ее лице — и вся западная цивилизация, основывающаяся на свободе личности, рыночном производстве, демократии и научно-рационалистическом мировоззрении. "Греческое чудо" пока не получило исчерпывающего объяснения, поскольку неизвестно, например, что именно произошло на территории Греции накануне (в конце 2 тыс. до н.э.), и как сложился греческий этнос с его особым национальным духом. Ясно, однако, что оно стало результатом взаимодействия множества факторов, одним из которых была философия.
Невозможно понять, как и почему развилась философия, без учета ее обратного воздействия на процесс становления нового общества.
Она явилась не только следствием, но, в свою очередь, и предпосылкой дальнейшего прогресса рационализма, демократии, международного обмена. Формированию философии способствовали десятки факторов. На деле, все они, конечно, составляли единое целое, расчленить которое на отдельные составляющие можно лишь с известной степенью условности.
На судьбу Греции существенно повлияли естественно-климатические условия. Гористый полуостров, окруженный множеством островов. Ни великих рек, ни равнин. Поэтому земледельческие и строительные работы, значит, и власть государства и жречества не приняли "восточных" масштабов. Рассеянность наделов по склонам гор способствовала индивидуальному ведению хозяйства и укреплению частной собственности. Почва, малопригодная для выращивания зерновых, ориентировала экономику на международный обмен, на торговлю вином, маслом, керамикой. Отсюда, расцвет ремесел, высокий уровень разделения труда, господство города над деревней и масса других следствий. Географическое положение страны послужило предпосылкой мореплавания и Великой греческой колонизации VIII — VI вв. до н.э.
Интенсивное разделение труда, имевшее место в античном обществе, влияло на становление философии по различным каналам: а) создавая условия, при которых часть населения могла всецело посвятить себя умственному труду; б) рождая чувство утраты полноты жизни, отчуждение и, как следствие, стремление восстановить гармонию; в) повсюду выдвигая на передний план проблему единства многообразного и образы кормчего, правителя, возничего, управляющих функционально расчлененными и внутренне противоречивыми системами: кораблем, государством, душою; г) косвенно, находя выражение в господстве обменных отношений и в ряде других явлений.
Обменные (вещные, товарно-денежные) отношения, с точки зрения которых положение человека в обществе определяется не столько происхождением или убеждениями, сколько абстрактной величиной собственности, способствовали, во-первых, освобождению личности от сословных пут и раскрепощению мысли, и, во-вторых (особенно в связи с появлением в VII в. до н.э. монеты, в абстрактной форме отражавшей стоимость, сущность, общее различных вещей), поиску первоначала, всеобщего, единого в многообразном.
Ведущим направлением разделения труда в Греции рассматриваемого периода было отделение ремесла от земледелия. Земледелец, стоявший ближе к природе и подчиненный ее неизменным ритмам, оставался носителем традиционных мифологических представлений. Напротив, ремесленное производство дало простор творчеству и заставило задуматься над соотношением природы и искусства, материи и духа. Из наблюдений за работой в мастерской философы почерпнули новые средства концептуализации: 'Материя," "форма", "образец", "творение", "демиург" ("творец").
Центром обмена и ремесла стал город, отделившийся от деревни. Городской уклад жизни — концентрация опыта, быстрый темп, интенсивное общение — важная предпосылка возникновения науки и философии.
Наконец, следует особо отметить роль рабства. Рабство влияло на становление философии по нескольким каналам: а) обеспечивая отделение умственного труда от физического, свободу греческого населения и т.д. (см. выше); б) высвечивая противоположность материи и духа и некоторые другие пары категорий, поскольку — в условиях разделения труда — господин выступал в роли мыслящего, управляющего, но материально не действующего начала, а раб — наоборот; в) стимулируя постановку всевозможных этических вопросов и обращение человека к глубинам своего Я, поскольку в условиях нескончаемых бедствий эллинистической эпохи и всеобщего закабаления в период поздней Римской империи свобода во внешнем мире утрачивалась.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.