4. Влияние литературы, театра. На смену эпосу пришла лирика, высоко ценящая личность, а затем трагедия, обнажающая парадоксальность бытия, и комедия, отличающаяся критическим отношением к действительности.
5. Распространение орфической религии, которой были свойственны отвлеченные, довольно деантропоморфизированные представления о природе; убеждение, что человек — необходимое звено, а не побочный продукт космической эволюции; а также мысль о принципиальной противоположности души и тела.
6. Обострение сознания собственной смертности, наступившее в связи с ростом индивидуализма, эмансипацией личности от коллектива и разочарованием в прежних ценностях, мифах, идеалах.
7. Появление свободной светской (не жреческой и не
управленческой) интеллигенции; уважение к учености как как таковой, к
грамотности.
2.2. Античная философия
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА
ФИЛОСОФСКАЯ МИССИЯ КСЕНОФАНА
УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА О ЛОГОСЕ
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
НАТУРФИЛОСОФЫ V В. ДО Н.Э.: ЭМПЕДОКЛ И АНАКСАГОР
АТОМИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА
АФИНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: СОФИСТЫ И СОКРАТ
УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ
КРИТИКА КОНЦЕПЦИИ ПЛАТОНА АРИСТОТЕЛЕМ
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
Основоположником европейской философии, а также астрономии и геометрии, считается Фалес из города Миле. Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.) занимался разносторонней теоретической и практической деятельностью, от навигационной астрономии до политики и торговли, много путешествовал и, очевидно, бывал в Египте и Вавилоне, где почерпнул обширные научно-прикладные знания. Возможно, именно он первым начал доказывать теоремы геометрии, придав тем самым разрозненным знаниям логическое построение и заложив основание теоретической науки. Непонятные явления природы Фалес стремился объяснить рационально: солнечные затмения происходят в моменты прохождения Луны между солнечным диском и наблюдателем, разливы Нила — по причине встречных ветров, препятствующих реке вытекать в море, а землетрясения — из-за того, что Земля, плавая на воде подобно куску дерева, качается на волнах. Наконец, именно Фалес поставил вопрос, в ответ на который и родилась философия — "Что есть всё?"
Итак, что дает нам право назвать великого милетского мыслителя не только мудрецом и ученым, но и философом? В первую очередь, развитое им учение о том, что есть всё, или, согласно более поздней интерпретации Аристотеля, учение о начале всего. Понятие "начало" включает богатый спектр смысловых оттенков, видимо, не различавшихся самим Фалесом: а) правещество, из которого все произошло; б) элемент, из которого все состоит; в) нечто властвующее над всем остальным; г) нечто вечное, пребывающее в изменчивом; д) другие оттенки: причина, сущность, принцип познания. Началом всего Фалес считал воду: все происходит из воды и на воду разлагается.
Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610-ок. 540 до н.э.), развил учение о неком вечном, беспредельном начале, со времен Аристотеля обозначаемом термином "апейрон" ("беспредельное"). Неизвестно, что именно понимал Анаксимандр под алейроном: а) неопределенное, бескачественное первовещество; б) первоначальную смесь веществ; в) пpocтранственно безграничную среду, объемлющую космос извне; г) чрезвычайно отвлеченно и обобщенно понятое начало как таковое, то есть о, что само не имеет ни начала, ни конца (ни во времени, ни в пространстве), ни какой-либо качественной определенности, ибо в противном случае оно уже не отвечало бы понятию начала всего; д) что-либо иное.
Согласно Анаксимандру, миры, точнее, "небосводы и космосы" периодически рождаются и гибнут. Сначала в беспредельном возникает зародыш мира. Зародыш поляризуется на влажное, холодное ядро и сухую , горячую кору. Постепенно ядро высыхает, оболочка раздувается из-за выделения паров и растрескивается. Так в ходе борьбы горячего и холодного развивается упорядоченная Вселенная. В центре сферического космоса неподвижно висит барабаноподобная Земля (поскольку она отовсюду равноудалена, у нее нет оснований двигаться в какую-либо сторону!), а вокруг вращаются остатки лопнувшей коры - облачные ободы. наполненные огнем и имеющие отверстия. Эти отверстия — Солнце, Луна, звезды. Вследствие продолжающегося взаимодействия горячего с холодным происходят землетрясения и метеоявления. Or солнечного жара высыхает море, поэтому некоторые животные, зародившиеся в иле, вышли на сушу. Из чрева этих рыбообразных и появились люди, причем, будучи уже взрослыми (поскольку человек в отличие от остальных животных нуждается в длительном вынянчивании, он должен происходить от существа другого вида!). Систематически продуманное учение Анаксимандра, вобравшее в себя представления о бесконечной, вечно движущейся субстанции и о борьбе противоположностей как источнике развития, геометрическую модель Вселенной и эволюционные идеи, получило резюме в "законе сохранения материи": "А из каких [начал] вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды [= ущерба] в назначенный срок времени". Анаксимандру принадлежат также первая географическая карта, впоследствии усовершенствованная Гекатеем, первый небесный глобус и, наверное, вообще первое научное сочинение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.