Античная философия, страница 12

5.  Идея — это общее, сущность вещей. Однако даже по определению невозможно, чтобы общее существовало отдельно от вещей, для которых оно является общим. В противном случае оно оказалось бы еще одной отдельной, единичной вещью.

6. Идея—это общее вещей. Но если идеи образуют обособленный мир, то между идеей и вещью также предполагается наличие сходства, общности. Следовательно, должен существовать еще один мир идей, фиксирующих то общее, которое обнаруживается между миром вещей и первым миром идей. В свою очередь, между первым миром идей и вторым также имеется сходство. Следовательно, должен существовать и третий мир идей. И так до бесконечности, а это — нелепо.

Как и Платон, Аристотель полагал, что мир, в том числе, в своей глубинной основе, доступен разумному, научному познанию, что высшим благом для человека является созерцательная жизнь и что разум должен господствовать над чувственными вожделениями. Как философия Платона, так и философия Аристотеля направлена на исследование высших, первых "начал", "причин" всего существующего, на ос­мысление бытия как такового, бытия как бытия. Что значит быть? Что такое движение, время, пространство, число, причина? Что именно делает разные вещи похожими одна на другую? Однако на все эти уже знакомые метафизические вопросы Аристотель отвечает не так, как отвечает Платон.

По мнению Аристотеля, в полном смысле слова существуют не общие "идеи", а отдельные, единичные сущности, или субстанции: вот этот человек, это дерево, эта роза. Он рассуждает примерно так. Наиболее реально, субстанциально то, что в наименьшей степени зависит от чего-либо иного, то, что пребывает в самом себе, а не в ином. Общее по определению относится ко множеству предметов. Сле­довательно, общее не может рассматриваться в качестве самобытного нечто. Субстанциально существует скорее вот этот единичный белый кот, чем общее "белый кот" и, тем более, "кот" и "белизна". Итак, уточним, что же Аристотель понимает под сущностью.

Во-первых, в логико-грамматическом аспекте, сущность — это то, о чем говорится, но не то, что говорится. Она выступает в качестве субъекта суждения, но не в качестве предиката. Так, о коте можно сказать, что он — белый, но нельзя сказать о белом, что оно — кот. Вот об этом единичном коте можно сказать, что он — ко г, но нельзя сказать о коте вообще, что он — вот этот кот. Во-вторых, в онтологическом аспекте сущность — это то, что, всегда оставаясь неизменным, принимает противоположные свойства. Камень становится то холодным, то горячим, оставаясь, тем не менее, камнем. В-третьих, сущность — это чтойность некоторой этости, то есть то, что делает данную вещь именно данной вещью.

Л обая вещь рассматривается Аристотелем как нераздельное единство эйдоса, или формы ("морфе") и материи ("хиле" — "древесина", "строевой лес"). Под формой понимается устойчивое, определенное, познаваемое в вещи, сущность; а под материей — отсутствие и, в то же врем;., возможность определенного нечто. Так, дом выступает формой по отношению к кирпичам, а кирпичи — материей по отношению к дому. В свою очередь, кирпич — форма глины, а глина — материя кир­пича. Глина также является формой некоторой материи и т.д. Материя — это возможность той или иной формы, а форма — действительность материи. Будучи возможностью той или иной формы, материя и сама оказывается действительностью, формой некоторой более простой материи. Нижнюю ступень этой космической лестницы форм занимает первая материя, чистая возможность, лишенная уже всякой определенности. А на вершине лестницы находится высшая форма, форма всех форм, выступающая действительностью всего космоса как целого и называемая Аристотелем "теос" ("бог"), "нус" ("ум"), "перводвигатель". Вечный, неподвижный, бестелесный теос приводит в движение все мироздание).

Помните, с какими трудностями столкнулись философы, пытавшиеся осмыслить процессы движения и развития? Аристотель предложил оригинальное решение проблемы возникновения новых качеств. Согласившись с тем, что ничто не возни­кает ни из существующего, ни из несуществующего (в противном случае, в любой момент времени нечто или уже существовало бы или еще не существовало бы, Аристотель истолковал появление вещи как переход из бытия-в-возможности в бытие-в-действительность.