Античная философия, страница 11

Человеку идея открывается как чувственно не представимое содержание понятия: "равенство", "три", "дом'', "21 + 12 = 33", "суммa внутренних углов треугольника равна 180°". Однако понятия находятся в уме человека. Идеям же Платон приписывает самостоятельное существование, поскольку речь идет о том, чем является, например, число объективно, а не о том, что думаем о числе я, ты или она.

Между тем, идеи не могут находиться и в самих вещах: единая идея .тола не может присутствовать одновременно и целиком во всех столах, тем более, что в отличие от них она вечна. Отсюда Платон заключает, что идеи пребывают вне пространства и времени, образно говоря, "в занебесной области" и представляют собой особый мир, потусторонний чувственно воспринимаемому миру. Вечные, неизменные, бестелесные идеи являются истинным бытием. А вещи — предмет недостоверных мнений — существуют лишь в силу причастности идеям и возникают в результате "соединения" последних с материей. При этом материя трактуется как иное по сравнению с идеей; как неопределенное и поэтому непознаваемое начало; как небытие и, вместе с тем, возможность бытия (ведь отсутствие всякой определенности дает шанс стать чем угодно); то как материал, воспринимающий любые формы, то как пространство, рассеивающее идею. Платон часто обращался к мифу. Например, в "Тимее" рассказывается, как некий мастер творит космос из материи, взирая на идеи-прообразы. В "Федоне" способность к правильному представлению объясняется так: глядя на вещи, душа припоминает идеи, виденные ею в потустороннем мире, еще до рождения человека.

КРИТИКА КОНЦЕПЦИИ ПЛАТОНА АРИСТОТЕЛЕМ

Аристотель (384-322 до н.э.), родом из Стагира, в возрасте семнадцати лет приехал в Афины, где стал слушателем, а впоследствии сотрудником Платона. Два десятилетия провел в Академии (так называлась школа Платона), после смерти учителя долго странствовал, затем вернулся в Афины и основал собственную школу — Ликей.

Аристотель — один из величайших мыслителей древности. Углубление философской рефлексии в его творчестве проявилось, в первую очередь, в форме всесторонней критики концепции Платона. С одной стороны, отвергая учение об идеях, Аристотель обращает взор к чувственно воспринимаемому миру. С другой, — развивает метод, отвечающий новому пониманию предмета философии, то есть пригодный для исследования разнообразных природных и социальных явлений, а именно

1/ отказывается от крайне умозрительных рассуждений и мифотворчества и разрабатывает методологию научного познания, придавая большое значение не только теоретическому объяснению, но и эмпирическим методам: описанию, наблюдению, обобщению;

2/ закладывает основы науки логики: открывает законы мышления, исследует способы рассуждения (прежде всего, силлогизм), описывает логические ошибки;

3/ совершенствует форму организации знания: вытесняет символы и художественные образы достаточно строгими понятиями, детализирует, обобщает, систематизирует весь накопленный материал.

Аристотель приводит ряд доводов против учения об идеях.

1. Платону не удалось объяснить отношения между миром идей и миром чувственно воспринимаемых вещей. Подобно пифагорейцам, утверждавшим, что вещи существуют, "подражая" числам, Платон говорит о "причастности" вещей идеям. Однако слово "причастность" — это всего лишь поэтическая метафора. Смысл его остается неясным.

2.  Исходя из концепции вечных, неизменных идей, невозможно объяснить движения, возникновения и гибели вещей. Невозможно укатать причину изменений, происходящих в чувственно воспринимаемом мире.

3. Приписывая вещам одноименные идеи, Платон просто удваивает мир вещей, ничего не прибавляя к уже имеющемуся о них знанию.

4. У Платона нет ни доказательств существования идей, неясности в вопросе о том, какие именно идеи бывают и как они соотносятся между собой. Так, если возможна идея "роза", то почему бы не допустить возможность идеи "ие-роза", которой оказались бы причастны все вещи, не являющиеся розой? Имеются ли идеи вещей, существующих лишь в воображении? Причастны ли злые коты идее "злой кот" или идеям "кот" и "злой"? А если эти коты еще и белые, то значит ли это, что есть еще и идея "белый злой кот"? Имеется ли особая идея для каждого отдельного предмета? Если при сложении трех и пяти тройка поглощается восьмеркой, то что при этом происходит с идеей "три"?