Глава «Лидерство»
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА
· Ознакомиться с понятием «лидерство» и функциями лидеров
· Выявить отличия между лидерами и менеджерами
· Получить краткий обзор общепринятых теорий лидерства
· Уяснить суть теории лидерских черт, ситуационной теории Фидлера, управленческой решетки Блейка и Моутон и концепции заменителей лидерства
· Определить собственный стиль лидерства, а также проанализировать практические ситуации с применением описанных моделей лидерства
1. Природа лидерства.
Вопрос о том, кто и как становится лидером в коллективе, тревожит умы исследователей на протяжении многих веков. Античные философы и ученые пытались найти на него свой ответ. Позже, с выделением таких наук, как психология и социология, специалисты в этих областях также пытались сформулировать ответы на вопросы о природе явления под названием «лидерство». Психологи при исследовании лидерства даже сравнивают его с понятием «вожачество» у животных и выявляют общие черты в поведении лидеров и вожаков стаи [1, с.10-49].
Однако нас феномен лидерства интересует прежде всего с точки зрения поведения людей в организации. В данной главе мы уделим внимание проблемам, которые имеют особое значение при изучении возможностей повышения эффективности управления в организациях.
1.1 Понятие и функции лидерства. Лидеры и менеджеры.
Разные авторы понимают под термином «лидерство» отличающиеся наборы характеристик, но большинство определений сходны в одном: лидерство – это способность влиять на поведение людей в определенном направлении [2, с.142]. С точки зрения менеджмента лидерство может быть определено как «тип управленческого воздействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти, направленный на побуждение людей к достижению общих целей» [3, с.472]. Таким образом, общее для обоих определений – это наличие впереди цели, к которой лидер ведет своих последователей.
Затронув тему менеджмента, нелишне будет задаться вопросом: какая связь между лидерами и менеджерами? Может ли менеджер быть нелидером и наоборот? Какое из этих понятий шире?
Если вспомнить классические функции менеджеров – планирование, организация, координирование, контроль – становится понятно, что менеджеру приходится управлять не только людьми, но и другими видами ресурсов: информацией, материальными потоками, финансами, временем. Лидер же имеет дело непосредственно с людьми и их поведением. Также можно обратиться к мнению американского профессора менеджмента Уоррена Бенниса, который образно сформулировал отличия между менеджерами и лидерами следующим образом: менеджер администрирует, а лидер осуществляет инновации, менеджер поддерживает, лидер – развивает, менеджер полагается на контроль, а лидер внушает доверие, менеджер смотрит на итоговые данные, а лидер смотрит вдаль. В целом Беннис характеризует лидера как «оригинал», а менеджера – как «копию» и подчеркивает особую значимость лидеров в XXI веке [4, с.7].
Функции лидерства впервые были сформулированы в ходе исследований, проводившихся в университете штата Огайо, США в 1940-е гг. [5, с.393]. В результате обработки большого количества данных исследователи выявили, что два основных измерения лидерства – это структуризация деятельности и внимание. Иначе говоря, лидеру присуще стремление, с одной стороны, выполнить задачу, а с другой стороны – заботиться о благополучии подчиненных, признавая существование индивидуальных потребностей и отношений.
Итак, можно сделать вывод, что понятия «лидеры» и «менеджеры» близки между собой, и в контексте организаций часто используются как взаимозаменяемые; функции лидеров и менеджеров тоже во многом схожи. Если по поводу функций лидера в организационной психологии и социологии существует согласие, то по поводу источников эффективности лидера исследователи имеют разные, а иногда и в корне противоположные, точки зрения. В следующем разделе мы дадим краткий обзор теорий лидерства с точки зрения ответа на вопрос: что делает поведение лидера эффективным?
1.2 Обзор теорий лидерства
Как уже было отмечено, лидерство является достаточно хорошо изученным понятием. В рамках различных научных дисциплин ученые сформулировали множество теорий, исследующих те или иные аспекты поведения лидера. В контексте дисциплины «Организационное поведение» не представляется возможным подробно описать все теории лидерства, мы приведем лишь краткую характеристику основных теорий лидерства, являющихся общепризнанными в мире, а затем остановимся более подробно на нескольких теориях: теории лидерских черт, ситуационной теории Фидлера, управленческой решетке Блейка-Моутон и концепции заменителей лидерства. Перечисленные теории были выбраны для более тщательного рассмотрения потому, что они, во-первых, являются яркими представителями соответствующих групп теорий лидерства, а во-вторых, предоставляют практикующему менеджеру возможность оценить эффективность собственного поведения как лидера. В приложениях к данной главе приводятся специальные инструменты для проведения такой оценки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.