Область применения метода «шесть шляп мышления» для принятия групповых решений в организации

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новосибирский государственный университет

Эссе.

Область применения метода «Шесть шляп мышления»

для принятия групповых решений в организации

Выполнила: Исакова А.В.,

студентка гр.13719

Проверила: Алябина Е.В., MBA

Новосибирск

 2013

Каждая организация уникальна. Это само собой. Но есть некоторые ее элементы, которые можно легко скопировать, и тогда организация уже не будет отличаться от конкурентов и потеряет свои преимущества, свою изюминку. Но есть также то, что скопировать невозможно – это персонал организации. Нет в мире одинаковых людей, каждый есть индивидуальность со своими мыслями, чувствами, эмоциями, идеями. Именно это нужно развивать, и именно это позволит организации отличаться от других и двигаться вперед.

Именно на уникальности людей, я думаю, построена модель «шести шляп мышления». Суть ее в том, что при общении, при дискуссии разные люди предлагают разные идеи, выражают разные эмоции, и они способны успешно дополнить друг друга. Но при этом процесс их мышления не структурирован, а скорее представляет хаос, так как каждому человеку сложно удержать большое количество информации в голове, сложно не поддаваться в определенные моменты эмоциям, сложно слушать и понимать всех окружающих во время обсуждения одновременно и т.д. И для помощи в таких ситуациях была создана модель «шести шляп». Она позволяет разделить мыслительный процесс на ряд режимов, и позволяет оперировать каждым в отдельности, приводя весь процесс мышления в порядок.

Режимы этой системы и были названы «шляпами мышления». Надевая каждую по очереди, человек как бы концентрируется на части своего мыслительного процесса, и это позволяет ему сосредоточиться на чем-то одном, важном именно в этот момент обсуждения.

Каждая из шляп окрашена в разные цвета и характеризуется своими качествами и целями, которые требуются в момент  ее «надевания».

Так белая шляпа заставляет нас фокусироваться на информации, на фактах, количественных оценках. Она призвана объединить поток информации, выделить главную, а также недостающую и где ее можно найти.

Красная шляпа заставляет людей забыть обо всем и отдаться эмоциям, поделиться ими с окружающими. Здесь необходимо выразить все, что вы чувствуете: страхи, опасения, восхищение, предвкушение победы или неудачи и т.д. Какая-то из догадок может оказаться верной и решающей в принятии дальнейшего решения.

«Надевая желтую шляпу», люди размышляют только над положительной стороной проблемы, пытаются увидеть только преимущества и лучшую сторону.

В противоположность есть черная шляпа, которая заставляет увидеть негативную сторону, возможные неудачи и риски, выявить то, что может угрожать дальнейшему развитию идеи.

Зеленая шляпа дает полную свободу действий. Она раскрывает сознание и позволяет предложить все, что только придет в голову. То есть она дает «зеленый свет» креативу, новый, порой даже безбашенным идеям. Здесь не нужно бояться предложить что-то дикое, цель – выработать как можно больше альтернатив.

И, наконец, синяя шляпа главенствует над управлением идей, структурирует их и служит для управления реализацией идей и решением задач.

Вообще, этот процесс очень занимательный и интересный. Он непременно внесет живую ноту в любую работу, позволит освежить любой процесс, как работа над проектом или документом, так и над более неформальными задачами. По сути, модель применима в любой области, ведь мысли людей не имеют границ или каких-то запретов. Движение мысли не поддается законам, оно идет в своем направлении, и какова будет конечная точка – никому заранее не известно. Поэтому «шесть шляп» просто представляют нам весь этот поток информации в более понятной форме, которую можно уловить. Кроме того, это позволяет заметить то, на что в других условиях мы не обратили бы внимание. Это естественно повысит качество результата.

Это эдакое легкое и простое общение, но в то же время весьма продуктивное. Здесь никто не испытывает дискомфорта, все свободно высказывают свое мнение, здесь нет никакой злости (а ведь ее так много сейчас вокруг), именно здесь рождаются новые неординарные идеи. Такой процесс запоминается людям, позволяет им раскрепоститься и поделиться теми идеями и чувствами, которые есть у них.

Но при этом такая форма позволяет держать под контролем все факты, имеющиеся на руках, а также не отдаляться далеко от положенной темы. Каждый в группе способен перемещать внимание между разными объектами ,именно поэтому достигается всеохватываемость заданной проблемы.

Возможно, кажется весьма сложным внедрить такую «игру» в коллектив, но это не так. Нужно лишь завлечь людей и объяснить, что от них требуется, ну а они сами смогут развить события и повернут их в нужное русло.

Для принятия решений в группах этот метод просто незаменим. Он работает с самым неизвестным и непредсказуемым, что есть в человеке – с его разумом. И позволяет поворачивать все так, чтобы получить максимальный эффект, а кроме того доставить удовольствие всем участвующим.

Естественно, применимость модели зависит от поставленной проблемы и от фантазии руководителя. Но в целом, модель способна помочь решить многие задачи, например, открывать или нет и где новый филиал, какой разработать новый продукт, каким образом изменить упаковку, как обмениваться информацией с поставщиками, в конце концов, какой ремонт сделать в офисе. То есть возможности безграничны.

Таким образом, есть свободная модель в которую можно поместить индивидуальность людей ,включающую их личные качества, навыки, знания, эмоции, предчувствия, наблюдения и т.д. И в результате можно получить ту необходимую смесь для решения проблем, стоящих перед организацией и достичь такого положительного эффекта, который даже не ожидался. Это ли не идеальная модель для решения многих задач различных фирм?

Я, конечно, попыталась в общих чертах описать, что для меня представляет подобная работа с людьми, подобное формирование их деятельности, но на практике, возможно, встречаются и трудности, но, тем не менее очень многие компании доказали успешность использования «шести шляп», поэтому, несомненно, они заслуживают внимания.

Похожие материалы

Информация о работе