Лидерство и функции лидеров. Отличия между лидерами и менеджерами. Обзор общепринятых теорий лидерства, страница 11

                                                                                                                               ИТОГО ________

Если Вы получили 64 балла и выше, Вы являетесь лидером с высоким значением НПС. Такой человек говорит о своих наименее предпочтительных сослуживцах: «Даже если я не могу работать с тобой, ты все равно можешь быть хорошим человеком». По причине высокой чувствительности к отношениям человек с высоким значением НПС считается лидером, ориентированным на отношения.

Если Ваше значение НПС 57 баллов или ниже, Вы являетесь лидером с низким показателем НПС. Человек с низким показателем НПС описывает своего наименее предпочтительного сослуживца в негативных терминах. Он/она говорит: «Работа для меня чрезвычайно важна; поэтому, если ты плохой сослуживец и мешаешь мне выполнить задачу, то я не могу считать тебя хорошим человеком». Лидер с низким значением НПС считается ориентированным на задачу.

Значение НПС между 58 и 63 баллами представляет собой возможное сочетание целей и ориентаций. Если Вы попали в эту категорию, Вам нужно определиться, на что Вы больше ориентированы – на задачу или на отношения.


Приложение 3.

Опросник Блейка - Моутон[2]

Порядок работы с опросником:

1.  Исходя из Ваших собственных предпочтений, выскажите свое мнение о том, как поступили бы Вы в каждой из описанных ситуаций (табл.1). Отметьте, вели бы Вы себя следующим образом:

всегда   - 1

часто     - 2

иногда   - 3

редко     - 4

никогда - 5

Вариант ответа по каждой ситуации обведите кружком.

Таблица 1

Ситуация

Вариант ответа

Обработка результатов

1*. Я действую как представитель своего коллектива

1 2 3 4 5

2. Я предоставляю членам коллектива свободу  в выполнении работы

1 2 3 4 5

3. Я поощряю применение унифицированных приёмов в работе

1 2 3 4 5

4. Я разрешаю подчинённым решать задачи по их усмотрению

1 2 3 4 5

5. Я побуждаю членов коллектива к большему напряжению в работе

1 2 3 4 5

6. Я предоставляю подчинённым возможность делать работу так, как они считают целесообразным

1 2 3 4 5

7. Я поддерживаю высокий темп работы

1 2 3 4 5

8. Я направляю помыслы людей на выполнение производственных заданий

1 2 3 4 5

9. Я лично разрешаю конфликты в коллективе

1 2 3 4 5

10. Я неохотно предоставляю подчинённым свободу действий

1 2 3 4 5

11*. Я решаю сам, что и как должно быть сделано

1 2 3 4 5

12. Я уделяю внимание производственным показателям

1 2 3 4 5

13. Я распределяю поручения исходя только из производственной целесообразности

1 2 3 4 5

14. Я способствую нововведениям в коллективе

1 2 3 4 5

15*. Я тщательно планирую работу коллектива

1 2 3 4 5

16*. Я не объясняю подчинённым свои решения

1 2 3 4 5

17*. Я стараюсь убедить подчинённых в полезности моих действий

1 2 3 4 5

18. Я предоставляю подчинённым возможность устанавливать свой режим работы

1 2 3 4 5

2.  В графе "Обработка результатов" в строках, соответствующих  ситуациям, отмеченным знаком (*), поставьте единицы (1) там, где отмечены ответы 4 или 5.

3.  В графе "Обработка результатов" в строках, соответствующих ситуациям, не отмеченным знаком (*), поставьте единицы, где есть ответы 1 или 2.

4.  Если ситуации 2, 4, 5, 6, 8, 10, 14, 16, 18 отмечены единицами, обведите эти  единицы кружками, просуммируйте, сумму поставьте в позицию "Внимание к людям".

5.  Просуммируйте остальные единицы, сумму поставьте в позицию    "Внимание к производству".

6.  Полученную при пересечении точку поставьте на решетке Блейка и  Моутон. Сравните полученное значение с классическим вариантом решетки.



[1] Fiedler F.E., Chemers M.M., Mahar L. Improving Leadership Effectiveness. New York: John Wiley, 1976. P.7.

[2] Основано на: Опросник Блейка-Моутон [Электронный ресурс] : Психологические тесты он-лайн. URL: http://psytest.info/node/24 (дата обращения: 13.03.2012).