Бюджетно-налоговая политика в кейнсианской теории. Бюджетно-налоговая политика в неоклассической теории, страница 8

Правительству повышение прогнозных цен на нефть в бюджете неприятно по двум причинам. Первая из них — простая осторожность: если среднегодовые цены, не дай бог, окажутся ниже предусмотренных бюджетом, то это будет весьма серьезным ударом по государственным финансам со всеми вытекающими последствиями в виде секвестра, неплатежей, невыплат зарплаты и прочими неприятностями для исполнительной власти. Вторая причина заключается в том, что правительство сознательно и открыто, избрало курс на снижение государственного долга. Отметим, что еще в конце 1998 года размер госдолга у нас превышал объем ВВП. На конец 2000 года объем госдолга составит 82,4% ВВП, из которых 73,5% будут приходиться на внешний долг. Согласно проекту бюджета на следующий год. общий объем гослолга к концу 2001 года снизится на десять процентных пунктов — до 72,4% ВВП, при этом большая часть сокращения придется на долю внешнего долга, который снизится до 64,4% ВВП. Размер государственною долга будет снижаться в первую очередь за счет сокращения номинального долга, поскольку объемы погашения будут превышать размеры внешнего финансирования, кроме того, за счет роста ВВП и, наконец, за счет укрепления курса рубля, которое планируется на следующий год.

Согласно планам правительства, в 2002 году уровень внешнего долга будет меньше 60% ВВП, что считается нормальным уровнем для цивилизованных стран. А в 2003 году Россия вернется к докризисному уровню госдолга — около 50% ВВП. По расчетам, достичь уровня государственного долга в размере пятидесяти процентов ВВП при наличии бюджетного дефицита в один-два процента, можно было только к 2010 году.

Политика бездефицитного бюджета позволяет добиться этого гораздо раньше. Это снизит нагрузку как на бюджет, так и на экономику в целом, что важно для обеспечения роста. И если будут дополнительные доходы,то они будут направлены напогашение госдолга. Какого именно — внешнего или внутреннего, будет решать правительство.

Еще один аргумент правительства при обосновании необходимости направлять все дополнительные доходы только на погашение госдолга — продолжение политики наращивания золотовалютных резервов, что вызывает необходимость мер по стерилизации избыточной ликвидности. В качестве одной из них в проекте бюджета предусмотрен выкуп за счет средств бюджета части портфеля государственных ценных бумаг, который находится у Центрального банка, на сумму 15 млрд. рублей.

По материалам статьи:

Максим Рубченко "Из долговой петли"

«ЭКСПЕРТ» №32, 4 СЕНТЯБРЯ 2000 г.
 

Бюджетно-налоговая политика в неоклассической теории

1. Роль государства в неоклассической теории

Неоклассическая концепция моделирует экономику с преимущественно конкурентными рынками благ и ресурсов, которые отличаются гибкими ценами как на товары и услуги, так и на факторы производства. Такая экономика представляет собой самостабилизирующуюся систему, устойчиво находящуюся в состоянии общего экономического равновесия при полной занятости и Парето-оптимальном использовании всех ресурсов, а потому требует минимального государственного вмешательства.

Комментарий
Проведение государством макроэкономической политики неизбежно связано с затратами ресурсов, которые с этой целью оттягиваются из частного сектора. По мнению неоклассиков, только рыночный механизм способен максимально эффективно использовать экономические ресурсы, государство же распоряжается ими менее рационально. Следовательно, чем больше масштаб государственной активности, тем больше ресурсов задействуется неоптимальным образом и тем меньше фактический ВВП по сравнению с потенциальным уровнем. Поэтому вмешательство государства в экономику должно осуществляться в минимально необходимом объеме.