Бюджетно-налоговая политика в кейнсианской теории. Бюджетно-налоговая политика в неоклассической теории, страница 4

Дискреционная бюджетно-налоговая политика - целенаправленное изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства в целях изменения уровня занятости, объема производства и темпа инфляции.
При дискреционной бюджетно-налоговой политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит государственного бюджета (превышение расходной части государственного бюджета над его доходной частью) вследствие увеличения государственных расходов или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек (превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью).

Комментарий

Дискреционная бюджетно-налоговая политика связана со значительными внутренними лагами (временными периодами между произошедшими неблагоприятными экономическими потрясениями и ответными мерами правительства по их преодолению), поскольку изменение структуры государственных расходов и ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

3.2. Недискреционная бюджетно-налоговая политика

Недискреционная бюджетно-налоговая политика - автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета под воздействием циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная бюджетно-налоговая политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, не требуя непосредственного вмешательства правительства, в результате действия так называемых встроенных стабилизаторов экономики. Встроенные стабилизаторы - это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменение совокупного спроса. В качестве таких стабилизаторов выступают прогрессивная налоговая система и система страхования по безработице.

В фазе циклического подъема Y2>Y* и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается.

В фазе циклического спада Y1<Y* и поэтому налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада (рис.1).

Комментарий

Bеличины циклических дефицитов и излишков зависят от “крутизны” графиков налоговой и трансфертной функций. Угол наклона налоговой функции Т определяется величиной ставки налогообложения t, а угол наклона трансфертной функции TR – величиной  , которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже государственный трансферт.

4. Дефицит государственного бюджета и государственный долг

1. Виды дефицита государственного бюджета.
2. Финансирование дефицита государственного бюджета.
3. Иллюстрация кейнсианской интерпретации последствий мер бюджетно-налоговой политики с помощью модели IS/LM.
4. Государственный долг.
5. Последствия длительных дефицитов бюджета и растущего государственного долга.

4.1. Виды дефицита государственного бюджета

а). Фактический дефицит
б). Структурный дефицит
в). Циклический дефицит

4.1.а. Фактический дефицит

Фактический дефицит бюджета BD оценивается как разность между государственными расходами  и трансфертами , с одной стороны, и налоговыми поступлениями tY, с другой стороны:

Согласно кейнсианским рецептам сальдо бюджета должно сводиться с дефицитом в период экономического спада (Y<Y*). Однако причины возникновения данного дефицита могут быть различными. Бюджетный дефицит может возникнуть либо как результат стимулирующей бюджетно-налоговой политики правительства, сопровождающейся расширением государственных расходов, либо как следствие автоматического сокращения налоговых поступлений во время экономического спада, приводящего к падению дохода.