Под налогами T подразумеваются так называемые чистые налоги, то есть сумма, которую уплачивает правительству частный сектор в виде налогов за вычетом всех социальных выплат, получаемых от правительства.
2.2. Предпосылки анализа роли бюджетно-налоговой политики
При анализе роли бюджетно-налоговой политики в кейнсианской теории делаются следующие предпосылки:
государственные расходы G первоначально не воздействуют на потребление C и инвестиции I;
инвестиции I не зависят от уровня совокупного выпуска, а величина чистого экспорта NX равна нулю;
совокупный спрос AD представлен тремя компонентами: потреблением C, инвестициями I и государственными расходами G: AD=C+I+G;
чистые налоги T формируются за счет взимания с домашних хозяйств аккордных налогов, которые устанавливаются независимо от уровня доходов, и правительство получает фиксированную сумму налогов;
уровень цен постоянен;
бюджетно-налоговая политика воздействует лишь на совокупный спрос, ее влияние на совокупное предложение отсутствует.
С помощью диаграммы кейнсианского креста можно проиллюстрировать воздействие бюджетно-налоговой политики на уровень совокупного выпуска.
Комментарий
Кейнсианский крест показывает, как устанавливается равновесный объем производства Y при данном уровне планируемых инвестиций I, государственных расходов G и налоговых отчислений T. Если экономика находится в равновесной точке, которая отклоняется от состояния долгосрочного равновесия Y* на Y, то для достижения уровня Y* правительству необходимо изменить государственные расходы или налоги на такую величину, которая в соответствии с эффектом мультипликатора привела бы к изменению совокупного выпуска на Y
2.3. Влияние государственных расходов на совокупный выпуск. Мультипликатор государственных расходов.
Если государственные расходы увеличиваются на G, то кривая планируемых расходов на диаграмме кейнсианского креста сдвигается вверх на эту же величину, а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на где Mg - мультипликатор государственных расходов (рис.1)
Р и с у н о к 1.
Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на G и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь дает прирост потребления на . Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на и т.д. Совокупный эффект равен:
первоначальное изменение расходов =G;
первичное изменение потребления = ;
вторичное изменение потребления = ;
......................................................................
Y =G(1 + b + b2 + ...)
Мультипликатор государственных расходов
Мультипликатор государственных расходов - отношение изменения равновесного ВВП к изменению государственных расходов. Он показывает, насколько изменится уровень совокупного выпуска или дохода в результате изменения государственных расходов на единицу. Основным параметром, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению b.
Комментарий
Величина мультипликатора государственных расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:
Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:
2.4. Мультипликатор налогов
Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода оказывает и снижение налогов T. Если налоговые отчисления снижаются на T, то располагаемый доход Yd = Y - T увеличивается на T. Потребительские расходы, соответственно, возрастают на bT, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства с Y1 до Y2
На где - мультипликатор налогов (рис.1).
Мультипликационный процесс начинается, когда налоговые отчисления снижаются на T и увеличивают потребление на . Этот рост потребления увеличивает расходы и доход, что вновь приводит к росту потребления на , что в свою очередь дает последующий прирост потребления на и т.д. Совокупный эффект равен:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.