Бюджетно-налоговая политика в кейнсианской теории. Бюджетно-налоговая политика в неоклассической теории, страница 10

Большинство мер экономической политики государства относятся к смешанному типу и вызывают к жизни оба эффекта одновременно. Упрощая анализ, предположим, что все меры, проводимые правительством, оказывают на экономику двойное воздействие.

2.2. Временное увеличение государственных закупок

Изменение объема государственных закупок товаров и услуг оказывает на экономическую активность различное влияние в зависимости от того, носит ли это изменение постоянный или временный характер. Рассмотрим эти различия на примере увеличения государственных закупок на G.

Временное увеличение государственных закупок товаров и услуг означает однократное увеличение бюджетных расходов на эти цели.

Комментарий
 О временном увеличении государственных закупок можно говорить в тех случаях, когда частный сектор не ожидает роста государственных расходов G в дальнейшем (примером может служить рост бюджетных расходов в связи с ликвидацией последствий землетрясения).

2.2.а. Воздействие на совокупный спрос

Временное увеличение государственных закупок товаров и услуг окажет двоякое воздействие на экономическую конъюнктуру:

Прежде всего, произойдет изменение совокупного спроса AD, величина которого с учетом государственных закупок равна C + I + G.

Во-первых, спрос государства увеличится на G.

Во-вторых, в силу действия первого эффекта потребительский спрос сократится на G. Поскольку прирост предложения общественных товаров и услуг является временным, постольку домашние хозяйства ожидают его сокращения в будущем и должны быть готовы снова заменить в своем потреблении общественные блага частными. Поэтому временное увеличение предложения общественных благ со стороны государства не приведет к существенному сокращению потребления частных благ. Следовательно, при временном увеличении государственных закупок C < G, т.е.  < 1. Итоговое изменение совокупного спроса будет равно (1-)G. Совокупный спрос AD’ теперь составит:

AD’ = (СG) + I + (G + G) = C + I + G + (1-)G

Таким образом, при увеличении государственных закупок товаров и услуг на единицу величина совокупного спроса увеличится на (1-) единиц. Поскольку при временном увеличении государственных закупок  < 1, то и (1-) < 1. Это означает, что при временном приросте G мультипликатор государственных закупок меньше единицы: прирост совокупного спроса окажется меньше исходного прироста государственных закупок (рис. 1).

Комментарий
Первый эффект временного роста государственных закупок увеличивает совокупный спрос на G. Кривая совокупного спроса из положения AD1 сдвигается вправо в положение AD'. Однако вытеснение общественными благами частных благ из потребления сокращает совокупный спрос на C, причем C<G. Это сдвигает кривую совокупного спроса влево из положенияAD'в положение AD2. Итоговый прирост совокупного спроса меньше исходного прироста государственных закупок. Совокупное предложение при этом не изменяется.

2.2.б. Воздействие на совокупное предложение

Второй эффект увеличения государственных закупок приводит к росту совокупного предложения наG :

Y = G

При увеличении объема производимой продукции на G на такую же величину вырастут и факторные доходы домашних хозяйств. Но поскольку расширение государственных закупок временное, то и прирост совокупного выпуска носит временный характер. Это означает, что домашние хозяйства воспринимают данный прирост дохода как временный, и их потребительский спрос практически не изменится. Поэтому второй эффект увеличения государственных закупок приведет к увеличению только совокупного предложения, но не изменит величину совокупного спроса (рис. 1).

Второй эффект временного роста государственных закупок сдвигает кривую спрос на труд из положения Ld1 в положение Ld2. В соответствии с производственной функцией данного общества объем производства увеличивается с Y1 до Y', и кривая совокупного предложения сдвигается вправо на G. Совокупный спрос при этом остается неизменным.