4.1.б. Структурный дефицит
Исчисление дефицита бюджета при полной занятости позволяет выделить эффект воздействия собственно бюджетно-налоговой политики на государственный бюджет. Дефицит бюджета при полной занятости (или структурный дефицит) определяется уровнем бюджетного дефицита, который имел бы место при достижении экономикой уровня потенциального выпуска Y* при текущем реальном уровне государственных расходов, трансфертов и налоговых ставок. При данном уровне государственных расходов G и трансфертов TR дефицит бюджета при полной занятости BD* составит:
Если при данном уровне и бюджет при полной занятости окажется в избытке, это свидетельствует о том, что проводимая правительством бюджетно-налоговая политика не в достаточной степени стимулирует совокупный спрос и не способствует выходу экономики из кризиса. Если при данном уровне и , сохраняется дефицит бюджета и при полной занятости можно утверждать, что проводимая правительством бюджетно-налоговая политика в значительной мере является стимулирующей.
Комментарий
Изучение динамики бюджета при полной занятости позволяет анализировать влияние бюджетно-налоговой политики на совокупный спрос. Рост дефицита бюджета при полной занятости (или сокращение бюджетного избытка) в результате уменьшения налоговых ставок или увеличения государственных расходов означает прирост совокупного спроса, и, следовательно, будет иметь положительное влияние на выпуск продукции. Наоборот, уменьшение дефицита бюджета при полной занятости означает сокращение совокупного спроса и снижение выпуска продукции. Если бюджет при полной занятости остается неизменным, то бюджетно-налоговая политика в целом не оказывает влияния на совокупный спрос. Однако сложности в определении уровня полной занятости и потенциального выпуска затрудняют расчеты дефицита бюджета при полной занятости.
4.1.в. Циклический дефицит
Разница между фактическим дефицитом бюджета и дефицитом при
полной занятости составляет так называемый циклический дефицит бюджета BDc,
то есть дефицит, обусловленный циклическим спадом производства:
4.2. Финансирование дефицита государственного бюджета
а). Способы финансирования.
б). Сеньораж
и инфляционный налог.
в). Эффект
вытеснения.
4.2.а. Способы финансирования
Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.
Способы финансирования дефицита государственного бюджета:
1) заимствование у Центрального банка;
2) заимствование у населения путем продажи ему облигаций.
4.2.б. Сеньораж и инфляционный налог
При заимствовании у Центрального банка возрастают активы последнего и, соответственно, увеличивается денежная база, то есть происходит “монетизация” государственной задолженности. В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег на фоне превышения прироста денежной массы над приростом реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
4.2.в. Эффект вытеснения
Если дефицит бюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает так называемый эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект бюджетно-налоговой политики.
Комментарий
При образовании бюджетного избытка государство может направить его на погашение своего долга населению, выкупая досрочно облигации, или на уменьшение задолженности Центральному банку. В первом случае количество денег в обращении не изменится, во втором случае объем денежной массы сократится вследствие уменьшения активов Центрального банка.
4.3. Иллюстрация кейнсианской интерпретации последствий мер бюджетно-налоговой политики с помощью модели IS-LM
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.