Оценка мореходных качеств судна: Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине "Теория и устройство судна", страница 7

Существо проверки остойчивости состоит в следующем. Предполагается, что наихудшим возможным событием будет смещение поверхности зернового груза в сторону одного борта и фиксирование груза в этом смещенном положении. Тогда при крене судна 00 на него будет действовать кренящий момент, создаваемый смещенным грузом. В процессе наклонения судна в сторону правого борта поверхность груза будет также наклоняться, что приведет к некоторому уменьшению кренящего момента.

Зерно в грузовые помещения принималось без штивки (перемещения груза в трюмах и твиндеках для его разравнивания и заполнения подпалубных пустот), но с установкой шифтингбордсов в ДП (временных продольных переборок, устанавливаемых в специальные гнезда, устраиваемые в поперечных комингсах люков или в пиллерсах под ними).

В этом случае при проверке остойчивости считается, что поверхность груза наклонена на 250 к горизонтали. Для учета неблагоприятного влияния вертикального по отношению к первоначальному положению смещения зерна кренящий момент от действия зерна умножают на коэффициент 1,06.

С учетом сказанного, плечо кренящего момента от смещения зерна в случае полного заполнения грузовых помещений, соответствующее крену 00, определяется по соотношению:

где m – удельно-погрузочный объем зернового груза, м3/т;

 -  - центральный момент инерции площади поверхности зерна в отсеке (трюме, твиндеке) длиной lтр, разделенном продольной шифтингсбортовой переборкой в ДП, м4;

 - В – ширина отсека (трюма, твиндека), м;

 - n – количество грузовых помещений, в которые загружено зерно;

 - D - водоизмещение судна, т.

            Если отдельные помещения оказываются заполненными зерном частично, в формуле для расчета lкр1 моменты инерции соответствующих площадей поверхности зерна входят с коэффициентом 1,12.

Для проверки требований к остойчивости судна используются ДСО со 100% и 10% запасов, полученные в разделе 3.1.2

Плечо кренящего момента наносится на ДСО в виде прямой линии по двум значениям (точкам): lкр1 при q = 0 и lкр2 = 0,8 lкр1 при q = qmax.

Схема проверки выполнения требований к ДСО приведена на рисунке 10.

 


Рис. 10. Проверка остойчивости при перевозке зерна

После построения графиков ДСО и плеча кренящего момента следует определить углы qст и q1, соответствующий максимальной разности между этими кривыми:

(lq-lкр)max.

            Угол qст должен соответствовать требованиям п. 3.3.1.

Если угол q1 окажется меньше углов и 400 и qз0 , как это, в частности, показано на рисунке, то интервал между этим углом и углом статического равновесия, соответствующим пересечению графиков ДСО и плеча кренящего момента, нужно разбить на 6 равных интервалов. В противном случае за угол q1 принимается тот из углов: 400 или qз0 ,который окажется меньшим. Интервал интегрирования, таким образом, определяется как

Сам интеграл  (площадь, заключенная между ДСО и графиком плеча кренящего момента) определяется по правилу трапеций с равноотстоящими ординатами.

Здесь lqI – lкрi – разность значений плеч статической остойчивости и кренящего момента на границах интервалов интегрирования. На рисунке эти отрезки показаны штрихпунктирной линией. Вычисление интеграла произвести в табличной форме, таблицу разработать самостоятельно или воспользоваться в качестве образца таблицей 4.

Проверить выполнение требований Регистра к величине остаточной площади ДСО (п. 3.3.2).

3.4 Оценка остойчивости судна при приеме дополнительного груза.

Оценить возможность приема дополнительного палубного груза в порту назначения (без выгрузки основного груза).

Масса груза mгр приведена в бланке задания. Запасы – 10%. Проверить начальную остойчивость после приема палубного груза на крышки трюма №2, используя приближенную формулу:

где h0 – метацентрическая высота судна «на приход»;

       zp1 – аппликата центра тяжести дополнительного груза.