Система акцизов горной ренты, платежей за природные ресурсы и налогов недропользователей (на примере предприятий золотодобывающей промышленности) (Глава 3 книги Разовского Ю.В. "Горная рента. Экономика и законодательство"), страница 6

Налог на прибыль известен в мировой экономической прак­тике уже весьма длительное время. Его плательщиками являются только юридические лица (предприятия) независимо от форм собственности и видов деятельности. В России налог на прибыль, взимаемый по единой для всех плательщиков ставке, введен срав­нительно недавно. Опыт сбора данного налога показал, что боль­шинство предприятий стремятся завысить (как в балансовых от­четах, так и в реальности) свои затраты, с тем чтобы уменьшить подлежащую налогообложению прибыль. Жесткий администра­тивный контроль со стороны налоговых органов за обоснован­ностью и правильностью исчисления затрат и прибыли может дать определенный эффект в отношении торговых, машиностро­ительных предприятий. Но практически невозможно админист­ративно проконтролировать обоснованность затрат горного про­изводства — очень сложного, технологически многовариантно­го, функционирующего в природно неоднородной среде. Приме­нительно к горно-добывающим предприятиям должны приме­няться нетрадиционные экономико-правовые решения, направ­ленные не только на увеличение поступлений в государствен­ный бюджет дополнительных налоговых сумм, но и на стимули­рование реального снижения затрат горного производства за счет более рационального использования природных ресурсов, опти­мизации объема и ассортимента добываемого сырья, выпуска продукции более высокого качества.

Личная и корпоративная заинтересованность акционеров, руководителей, персонала, рабочих предприятия — ключ к ре­шению задачи снижения и оптимизации затрат горного произ­водства. Целесообразно до исчисления и изъятия горной ренты установить для горно-добывающих предприятий дифференциро­ванную в зависимости от уровня рентабельности (к сумме сто­имости основных фондов) и вида добываемого полезного иско­паемого ставку налога на прибыль. Чем относительно больше разница между объемом реализованной продукции в денежном выражении и затратами по ее выпуску и, следовательно, больше сумма горной ренты и прибыли, тем меньше должна быть ставка налога на прибыль. При такой системе, стимулирующей повы­шение эффективности производства, выиграют все: государству поступят увеличенные суммы горной ренты, акционеры пред­приятия получат дополнительные возможности повышения раз­меров дивидендов вследствие снижения издержек производства и будут дополнительно заинтересованы в организации действен-

104

контроля за деятельностью специалистов и персонала пред­приятия по оптимизации технологического процесса и рацио­нальному использованию недр. Образование специального пре­миального фонда, формирующегося в процентном отношении От величины дифференциальной ренты, позволит обеспечить прямое материальное поощрение руководства, персонала и ра­бочих предприятия за сокращение издержек производства. Кро-jje того, хорошим стимулом снижения затрат может служить отмена налогообложения части прибыли, полученной за счет сни­жения затрат производства продукции в сравнении с предыдущим финансовым годом.

Таким образом, в целях стимулирования снижения затрат гор­ного производства целесообразно облагать налогом прибыль пред­приятия по дифференцированной ставке. Чем выше уровень рен­табельности предприятия до акциза ренты (к сумме основных фондов и оборотных средств), тем ниже должна быть ставка на­лога на прибыль. Именно в этом заключается согласованность форм изъятия ренты и части прибыли горно-добывающего пред­приятия.

В конце главы, в табл. 3.8, показана система платежей, акци­зов и налогов, обеспечивающая эффективное, рациональное, экологически безопасное использование природных ресурсов и справедливое распределение природной ренты. Показанные в таблице социальный, на местные нужды, дорожный налоги (№7, №8, №9) сохранятся в переходной экономике, но постепенно могут быть сокращены и упразднены. Функции сбора средств на поддержание дорог, социальное обеспечение и местные нужды будут возложены на платежи за ресурсы, акцизы дифференци­альной ренты и налог на прибыль.

3.2. Расчет и сравнительный анализ действующего

механизма изъятий дохода золотодобывающих