Система акцизов горной ренты, платежей за природные ресурсы и налогов недропользователей (на примере предприятий золотодобывающей промышленности) (Глава 3 книги Разовского Ю.В. "Горная рента. Экономика и законодательство"), страница 10

Предложенный в табл. 3.2 — 3.4 вариант снижения налогового бремени золотодобывающих предприятий отличается от действо­вавшего в 1996 г. тем, что в нем платежи за недра и на геолого­разведочные работы (воспроизводство минерально-сырьевой базы) объединены и снижены в соответствии с обоснованными принципами рентных изъятий и проведенными расчетами с до 5%. Такой шаг диктовался исключительно кризисным состоя­нием золотодобычи и потребностями государства в пополнении истощившегося золотого запаса. Все так называемые налоги в дорожные фонды объединены в плату за использование автодо­рог с сохранением доли изъятия дохода в размере 1,2%. Соци­альные налоги также объединены с практически сохранившейся долей изъятия в размере 7%. Изъятия, приходящиеся на при­быль, сокращены незначительно и только в части налога на при­быль — с 35 (от прибыли) до 30% (от прибыли), что снизило долю изъятий соответственно с 1,44 до 1,24%. По результатам расчета при «эволюционных» изменениях доля дохода, остаю­щаяся в распоряжении предприятия, увеличилась с 1,9 до 17,6%. Другими словами, с каждой тысячи рублей, полученных за реа­лизованную продукцию, золотодобытчики получат (округленно) 180 руб., вместо (округленно) 20 руб. при действовавшей в 1996 г.

110

системе изъятий. В предлагаемом «эволюционном» варианте диф­ференциальная горная рента как сверхприбыль не проявляется, поскольку изымается посредством НДС, налогов в местный бюд­жет, приходящихся на прибыль, а также обременительного со­циального налога. Предложенный вариант может несколько по­править положение в золотодобывающей отрасли, приостано­вить падение добычи, но вряд ли привлечет инвесторов и будет активно стимулировать увеличение золотодобычи. Для привлече­ния инвесторов и увеличения объема добычи требуются принци­пиальные изменения налоговой системы, теоретическое обосно­вание которых рассмотрено выше.

Из-за истощения запасов россыпных месторождений золота в последние годы существенно увеличились издержки его добычи, особенно в районах Крайнего Севера. С 1991 до конца 1995 г. госу­дарственная закупочная цена золота возросла в 650 раз, а себес­тоимость добычи на Колымских рудниках за это время — в сред­нем в 1200 раз, что сделало добычу золота там убыточной. Введе­ние валютного коридора привело к тому, что государственная закупочная цена на золото, ориентированная на американский доллар и мировые цены на золото, в рублевом эквиваленте стала снижаться: 1 мая 1995 г. она составила 63 177 руб./г, а 1 сентября 1995 г. — 54 543 руб./ г, т.е. упала на 15%. Цены же на промышлен­ную продукцию и тарифы на транспорт возросли за тот же пери­од примерно на 25%. На 1 марта 1996 г. цена на золото в рублях не достигала уровня мая 1996 г.

По данным, приведенным в табл. 3.2, 3.4 и в работе [39], про­изводственные расходы составляют порядка 60% цены реализа­ции золота, что сопоставимо с аналогичными показателями Ав­стралии - 64%, Бразилии - 56, США - 60, ЮАР - 73%. Одна­ко уровень отечественных налогов и платежей, включаемых в себестоимость продукции, был значительно выше и составлял порядка 36% дохода от реализации продукции. Остававшийся в распоряжении предприятия чистый доход в размере 1,9% дохода от реализации золота не мог заинтересовать потенциальных ин­весторов и обеспечить даже простое воспроизводство, поскольку содержит и средства амортизационных отчислений.

Добывающие предприятия были зажаты налоговой системой таким образом, что, с одной стороны, расширение использова­ния машин приводило к росту себестоимости за счет увеличения расходов на оплату машин с учетом НДС, с другой — увеличе­ние доли живого труда увеличивало размеры налогов, связанных с заработной платой.

Предложенный «эволюционный» вариант расчета позволял достигнуть снижения уровня изъятия абсолютной горной ренты, делал рентабельной добычу золота, но не стимулировал инвес­тиции, поскольку уровень чистого дохода в размере 17,5% дохо-

111

да от реализации продукции для этого недостаточен. В табл.3.5, 3.6, 3.7 представлен вариант изменения системы и уровней налогов, способствующий привлечению инвестиций в добычу золота.