Выводы гл. 3 х
1. Развитие рыночных отношений обусловливает необходимость экономически обоснованного государственного регулирования разработки и использования недр, важнейшей частью которого являются платежи за природные ресурсы, акцизы и налоги. Реформирование налоговой системы следует начинать с нормативного утверждения понятий: платеж — оплата используемых, уничтожаемых природных ресурсов, акциз — изъятие горной и любых других видов ренты в пользу общества и государства, налог — сбор части прибыли предприятия и дохода физического лица на содержание государства и его институтов.
2. Платежи за природные ресурсы (плата за землю, недра), компенсационные платежи (возмещение ущерба, наносимого окружающей среде) не являются налогами, это затраты производства, включаемые в себестоимость выпускаемой продукции, используемые на оплату арендуемых, приобретаемых, уничтожаемых природных ресурсов. Взаимоотношения предпринимателя, общества и государства в процессе эксплуатации недр должны непосредственно регулироваться платой за землю, за недра, налогом на прибыль и опосредованно учетной ставкой Центрального банка, определяющей уровень нормальной прибыли и дифференциальной ренты.
3. Анализ данных табл. 3.2 — 3.7 показывает, что при действовавшем механизме бессистемных налоговых изъятий соотношение долей дохода золотодобывающего предприятия, поступающего государству и остающегося в распоряжении предприятия, было равно 39,75 : 1,8, или (округленно) 20 : I (вариант, обуслов-
115 •
ливающий стагнацию добычи золота). В случае реализации предлагаемой системы изъятия («эволюционный» вариант) соотношение долей дохода, поступающих государству и горному предприятию, составило бы 26,62: 17,5, или (округленно) 1,5: 1.
4. В целях стимулирования инвестиций в добычу золота может применяться особый налоговый порядок (регламентируется Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»). По предложенному стимулирующему «революционному» варианту соотношение долей дохода, поступающего государству и остающегося в распоряжении инвестора, составит 20,64: 20,84, или (округленно) 1:1. Разделение дохода в соотношении 50% на 50% (1:1) между государством и инвестором в мировой практике не-дропользования считается минимально допустимым для государства. Снижение издержек добычи золота при отработке богатых месторождений ниже уровня в 58,5% от величины дохода от реализации продукции, или (округленно) 60%, может привести к увеличению доли инвестора при его разделе. В этом случае должен вступать в действие механизм частичного акциза (70% величины сверхприбыли) дифференциальной горной ренты. В исключительно фискальной налоговой системе золотодобывающие предприятия не имели и не имеют не только дифференциальной горной ренты, но и нормальной прибыли.
Таблица 3.8 |
Предложенная система платежей, акцизов и налогов предприятий-недропользователей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.