Система акцизов горной ренты, платежей за природные ресурсы и налогов недропользователей (на примере предприятий золотодобывающей промышленности) (Глава 3 книги Разовского Ю.В. "Горная рента. Экономика и законодательство"), страница 2

Действующая налоговая система слабо увязана с механизмом распределения собираемых средств, который нельзя назвать на­учно обоснованным и справедливым. Особенно это касается сумм, поступающих за использование природных ресурсов, бесследно растворяющихся в государственном бюджете. Горная и другие виды природной ренты являются частью общегражданской ренты, поэтому должны научно обоснованно изыматься и справедливо, законодательно распределяться в масштабах страны между бюд­жетами органов государственной власти различных уровней, а в конечном счете между всеми гражданами — совладельцами всех природных богатств. В цивилизованном, социально развитом об­ществе все виды природной ренты должны поступать в основ-

97

ном в фонд общегражданской ренты, а затем направляться на специальные личные счета граждан в федеральном народном бан­ке России. Такой банк может быть создан на базе Сбербанка, по­скольку он имеет наиболее разветвленную сеть филиалов, а кон­трольный пакет его акций принадлежит государству.

Практикуемые в налоговой системе скрытое и явное взима­ние налогов с затрат, дохода, прибыли, производства, имуще­ства, включение большинства акцизов в себестоимость продук­ции привели к массовой убыточности производственного секто­ра отечественных предприятий, развитию теневого бизнеса, не­платежам и банкротствам. Запутанность и научная необоснован­ность налоговой системы крайне выгодна коррумпированной части государственного аппарата и криминальным структурам. Реформирование налоговой системы необходимо начинать с на­учного обоснования, четкого определения и нормативного ут­верждения понятий платеж, акциз, налог.

Исследования и анализ функционирования отечественной и зарубежных налоговых систем показали, что основные составля­ющие экономики горного производства: доход, затраты, при­быль и горная рента — объективно обусловливают формы их рас­пределения между предприятием, обществом, государством и каждым гражданином.

Акциз (изъятие) незаработанной части прибыли, сверхприбыли горно-добывающего предприятия, возникающей вследствие эксплуа­тации месторождений с благоприятными природными условиями, является экономическим инструментом обеспечения прав общества на дифференциальную горную ренту, как и все другие виды ренты. Справедлив полный или частичный акциз любой сверхприбыли-ренты независимо от источника и механизма ее образования (мо­нопольная, торговая, земельная, водная, лесная и другие виды ренты). Сверхприбыль (рента) — это часть прибыли предприя­тия, существенно превышающая средний уровень банковской процентной ставки, сложившийся в хозяйстве страны. Границу между прибылью и дифференциальной рентой должны устанав­ливать соответствующие государственные органы (Министерство экономики, Министерство финансов) и утверждать законом о бюджете на базе среднерыночной кредитной ставки, в виде нор­матива предельного уровня эффективности основного капитала предприятия, который необходимо дифференцировать по отрас­лям.

Налог — это форма изъятия на нужды государства части при­были, созданной усилиями, трудом предпринимателя, персонала и рабочих предприятия, и форма изъятия части заработанного дохо­да (зарплаты) физического лица. Прибыль, заработанная предпри­ятием, подлежит налогообложению, однако невозможно эконо­мически обосновать обложение налогом затрат или оборота

98

средств. То, что еще не создано, не заработано, не должно об
гаться налогом.                                                                                                ла~

В процессе эксплуатации месторождений полезных ископаемы горно-добывающие предприятия используют недра, а также зе мельные, водные, лесные и другие природные ресурсы, которые принадлежат всему обществу. Поэтому они должны оплачивать покупку или аренду этих ресурсов, возмещать ущерб (в том числе и упущенную выгоду), наносимый горными работами окружаю­щей среде. Платежи за природные ресурсы (за землю, недра, воду и др.) естественным образом относятся на себестоимость продук­ции, они являются формой изъятия абсолютной природной рен­ты — арендной платы за природные ресурсы. Платежи за исполь­зование природных ресурсов нецелесообразно называть ни нало­гами, ни акцизами.