Система акцизов горной ренты, платежей за природные ресурсы и налогов недропользователей (на примере предприятий золотодобывающей промышленности) (Глава 3 книги Разовского Ю.В. "Горная рента. Экономика и законодательство"), страница 5

В развитом гражданском обществе средства, отчисляемые пред­приятиями за право эксплуатации недр, призваны формировать федеральный фонд гражданской ренты, а затем распределяться между всеми гражданами через личные счета в федеральном на­родном банке. Направления использования населением безна­личных средств гражданской ренты могут быть законодательно ограничены (образование, медицинское обслуживание, оплата жилья, социальное обеспечение на случай нетрудоспособности). Такой механизм социального обеспечения граждан более спра­ведлив, нравственно и экономически обоснован, позволяет из­бежать скрытого налогообложения затрат предприятий, неоправ­данного завышения себестоимости сырья, необходимости созда­ния многочисленных фондов (медицинского, социального стра­хования, занятости и др.). Получая на свой счет средства граж­данской ренты, каждый человек будет заинтересован в рацио­нальном и экологически безопасном использовании земли, недр и других природных ресурсов, а кроме того, он более эффектив­но распорядится средствами, направив их на личные нужды. В переходный период к гражданскому обществу будут сохраняться социальные налоги на зарплату, а плата за недра и другие при­родные ресурсы будет опосредованно поступать гражданам через бюджеты различных уровней, финансирующие те или иные со­циальные, инвестиционные и другие программы.

102

Акциз дифференциальной горной ренты

В природе нет даже двух одинаковых месторождений. Поэтому предприятия, разрабатывающие месторождения полезных иско­паемых с более благоприятными горно-геологаческими, геогра-фо-экономическими и другими условиями, получают за счет этого сверхприбыль — дифференциальную горную ренту. Согласно рас­смотренным выше положениям теории горной ренты, постоян­но возрастающие потребности общества в продукции горно-до-бывающих предприятий и ограниченность месторождений с бла­гоприятными природными условиями являются объективной основой возникновения дифференциальной горной ренты. Луч­шие природные условия не могут быть собственностью какого-либо предприятия, частного лица или группы лиц-акционеров, они являются общенациональным достоянием народов России и каждого гражданина. Поэтому дифференциальная горная рента должна обоснованно, законодательно изыматься (подвергаться частичному акцизу) и справедливо, по закону распределяться между горно-добывающим предприятием и бюджетами органов государственной власти различных уровней (федеральным, гу­бернским, республиканским, краевым, областным, местным). Реализация государственных экологических, научно-технических, социальных и других программ, финансируемых за счет средств гор­ной ренты, позволит в конечном счете каждому гражданину полу­чить свою долю дифференциальной горной ренты, являющейся час­тью гражданской ренты. Часть горной ренты должна расходоваться на поддержание убыточных горных предприятий, продукция кото­рых требуется обществу.

Горная рента, как незаработанная часть прибыли, должна рассчитываться по специальному нормативу предельного уровня эффективности капитала, устанавливаемому Правительством РФ на базе средней банковской процентной ставки. Облагаться на­логом должна только нормальная прибыль. В целях стимулирова­ния горного производства достаточно значительная часть диф­ференциальной горной ренты остается в распоряжении пред­приятия в установленном объеме, но большая часть подвергает­ся акцизу. При установлении конкретных ставок налога на при­быль и акцизов ренты целесообразно использовать принцип «зер­кального» изъятия. Так, например, если налог на прибыль уста­новлен в размере 30%, акциз дифференциальной горной ренты будет равен 70%. Оставшиеся в распоряжении предприятия 30% дифференциацией горной ренты должны использоваться на сти­мулирование руководителей, персонала предприятия в повыше­нии эффективности и снижении затрат производства как в ре­альности, так и в отчетном балансе для налоговой инспек­ции.

103

Методика установления границы между нормальной прибы­лью и дифференциальной горной рентой будет рассмотрена в гл. 4.

Налог на прибыль