Лекция 1.
Работоспособность – состояние объекта, если он способен выполнять заданные функции при сохранении его характеристик и параметров в установленных пределах по технической документации.
Неработоспособность – состояние ИС, если она не выполняет хотя бы одну из функций, или хотя бы один параметр не удовлетворяет требованиям технической документации.
Достоверность (безошибочность) – определяется степенью безошибочной работы ИС.
Ошибки искажают результаты расчетов, хранимые в памяти информацию, данные и программы. Ошибки могут появляться из-за помех внешнего и внутреннего характера, неправильных действий операторов, из-за случайных факторов (случайный момент обращения ЭВМ входящих в ИС, сбои в процессорах, каналах связи и т.д.)
Эффективность обслуживания ИС зависит от структуры, полноты и качества технической документации, приспособление документации к эксплуатационному обслуживанию.
ИС могут быть восстанавливаемыми и невосстанавливаемыми.
Восстанавливаемые ИС – это такие ИС, если при эксплуатации можно производить ремонт, который приведет к устранению неисправностей. В противном случае система невосстанавливаемая.
Для поддержания ИС в работоспособном состоянии необходимо переодическая профилактика, с целью выявления, замены неисправных элементов, подрегулировки аппаратуры после их замены.
Эффективность работы ИС.

Если производительность – объем работы, задач выполненный в определенный период времени. На производительность влияют:
– типы задач,
– число операций при их решении,
– стиль программирования,
– особенности программ,
– систем команд
– структура аппаратуры,
– характеристик оперативной и внешней памяти
– периферийные устройства
Надежность – свойство выполнения функций, сохранения во времени свои характеристики и параметры в определенных пределах, при определенных режимах и условиях ТО, хранения транспортирования. При оценке надежности имеем дело со случайными событиями, что обязывает использовать понятия и методы, теории вероятности. Она определяется безотказностью, достоверностью функционирования, характеристиками обслуживаемости, прежде всего ремонтопригодностью, восстанавливаемостью информации после сбоев, неисправностей и проверкопригодностью.
Безотказность – свойство сохранять работоспобность в течении ∆t при удовлетворении заданных требований на эксплуатацию.
Отказ – это событие с полной утратой работоспобности или хотя бы ошибочного выполнения тестов и задач. Отказы бывают:
– внезапные
– постепенные.
Внезапный отказ – это мгновенное изменения параметра и характеристик.
Постепенный отказ – накопление во времени количественных изменений какого-либо параметра достигнутего значения, при котором система перешла в не рабочее состояние.
Внезапные отказы возникают, а постепенные проявляются как нарушение работы в случайные моменты времени t. Интервалы t между отказами или сбоями - случайные величены с некоторым законом распределения вероятностей.
Безотказность
оценивают средним временем наработки на один отказ и обозначают
.
Последствия отказов также случайные события.
Ремонтопригодность
– степень приспособленности системы к предупреждению, обнаружению и устранению
отказов. Она определяет потерю работоспособности с целью устранения
неисправности. Количество времени на ремонт для устранения отказа случайная
величина. Ремонтопригодность оценивают средним временем устранения
неисправности ![]()
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.