Лекция 1.
Работоспособность – состояние объекта, если он способен выполнять заданные функции при сохранении его характеристик и параметров в установленных пределах по технической документации.
Неработоспособность – состояние ИС, если она не выполняет хотя бы одну из функций, или хотя бы один параметр не удовлетворяет требованиям технической документации.
Достоверность (безошибочность) – определяется степенью безошибочной работы ИС.
Ошибки искажают результаты расчетов, хранимые в памяти информацию, данные и программы. Ошибки могут появляться из-за помех внешнего и внутреннего характера, неправильных действий операторов, из-за случайных факторов (случайный момент обращения ЭВМ входящих в ИС, сбои в процессорах, каналах связи и т.д.)
Эффективность обслуживания ИС зависит от структуры, полноты и качества технической документации, приспособление документации к эксплуатационному обслуживанию.
ИС могут быть восстанавливаемыми и невосстанавливаемыми.
Восстанавливаемые ИС – это такие ИС, если при эксплуатации можно производить ремонт, который приведет к устранению неисправностей. В противном случае система невосстанавливаемая.
Для поддержания ИС в работоспособном состоянии необходимо переодическая профилактика, с целью выявления, замены неисправных элементов, подрегулировки аппаратуры после их замены.
Эффективность работы ИС.
Если производительность – объем работы, задач выполненный в определенный период времени. На производительность влияют:
– типы задач,
– число операций при их решении,
– стиль программирования,
– особенности программ,
– систем команд
– структура аппаратуры,
– характеристик оперативной и внешней памяти
– периферийные устройства
Надежность – свойство выполнения функций, сохранения во времени свои характеристики и параметры в определенных пределах, при определенных режимах и условиях ТО, хранения транспортирования. При оценке надежности имеем дело со случайными событиями, что обязывает использовать понятия и методы, теории вероятности. Она определяется безотказностью, достоверностью функционирования, характеристиками обслуживаемости, прежде всего ремонтопригодностью, восстанавливаемостью информации после сбоев, неисправностей и проверкопригодностью.
Безотказность – свойство сохранять работоспобность в течении ∆t при удовлетворении заданных требований на эксплуатацию.
Отказ – это событие с полной утратой работоспобности или хотя бы ошибочного выполнения тестов и задач. Отказы бывают:
– внезапные
– постепенные.
Внезапный отказ – это мгновенное изменения параметра и характеристик.
Постепенный отказ – накопление во времени количественных изменений какого-либо параметра достигнутего значения, при котором система перешла в не рабочее состояние.
Внезапные отказы возникают, а постепенные проявляются как нарушение работы в случайные моменты времени t. Интервалы t между отказами или сбоями - случайные величены с некоторым законом распределения вероятностей.
Безотказность оценивают средним временем наработки на один отказ и обозначают .
Последствия отказов также случайные события.
Ремонтопригодность – степень приспособленности системы к предупреждению, обнаружению и устранению отказов. Она определяет потерю работоспособности с целью устранения неисправности. Количество времени на ремонт для устранения отказа случайная величина. Ремонтопригодность оценивают средним временем устранения неисправности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.