Разработка проекта модернизации энергетической установки танкера с целью увеличением скорости его движения на 3%, страница 10

- упор движителя, кН;

 - номинальная мощность главного двигателя;

 - номинальная мощность передаваемая валом, кВт;

 – диаметр рассчитываемого вала, м

 - скорость судна, м/с;

- максимальный изгибающий момент на гребном валу в  при при расположении винта диаметром  на консоли длиной .

          Расчёт на прочность гребного вала:

 - условие прочности выполнено.

          Расчёт на прочность упорного винта:

 - условие прочности выполнено.

8.4 Выбор тормоза валопровода

          Тормоз выбирается по величине крутящего момента  в , создаваемого застопоренным гребным винтом.

, где

 - постоянная, определённая графически для гребного винта с шаговым отношением  и дисковым отношением 0,5.

 диаметр винта;

 - скорость судна;

 - коэффициент попутного потока;

 – фактическое число лопастей гребного винта;

 – число лопастей гребных винтов, по которым построен график.

          По расчётному значению выбираем тормоз валопровода со следующими параметрами:

- диаметр тормоза – 200 мм;

- тормозной момент 1,75 ;

- момент затяжки 115 ;

- высота тормоза 375 мм;

- масса 16 кг.

8.5 Оценка запаса на критической частоте

Необходимый запас по критической частоте вращения гребного вала обеспечивается, если:

,

где  и  – длина действующего пролёта и консоли гребного вала;

 - номинальная частота вращения гребного вала;

- запас по критической частоте вращения гребного вала обеспечен.

          Проверке на продольную устойчивость подлежат валы, у которых , где  - максимальная длина пролёта вала, м.

          Расстояние между опорными подшипниками гребного вала
, следовательно гребной вал подлежит проверке на продольную устойчивость.

          Необходимый запас по продольной устойчивости обеспечивается, если:

 - запас по продольной устойчивости обеспечен.

          Критическое число оборотов вала:

, где

 - диаметр вала , см;

 - длина пролёта между подшипниками, см.

          Экваториальный момент инерции сечения вала, см4:

          Площадь поперечного сечения,см2:

          Радиус инерции, см:

          Гибкость вала:

Предельное значение гибкости вала для качественной стали составляет  , следовательно гребной вал является “гибким” и для расчёта этих валов применяется формула Л. Эйлера для расчёта критической силы, кН. Критическая сила - минимально  возможная  сжимающая вал сила, выводящая его из прямолинейного состояния в криволинейное.

          Запас устойчивости:

 – условие запаса устойчивости выполнено.

          Проверка на продольную устойчивость вала закончена.

9 Определение положения центра тяжести машинного отделения

  В данном курсовом проекте расчёт координат положения центра машинного отделения (МО) выполняется только относительно диаметральной плоскости (ДП) судна с учётом основного оборудования машинного отделения с помощью следующего выражения:

, где

 - координата центра тяжести МО относительно ДП, м;

 – статический момент i-го оборудования относительно ДП, ;

 - масса i-го механизма или оборудования, кг;

 - координата центра тяжести i-го механизма или оборудования относительно ДП, м.

Таблица 9.1 – Расчёт положения центра тяжести МО

Наименование механизмов и оборудования

Масса , кг

Координата цен-тра тяжести

Статический мо-мент

1

Главный двигатель правого борта

5000

3,7

18500

2

Главный двигатель левого борта

5000

-3,7

-18500

3

Реверс-редукиор правого борта

750

3,7

2775

4

Реверс-редукиор правого борта

750

-3,7

-2775

5

1-ый дизель-генератор левого борта

975

-0,8

-780

6

2-ой дизель-генератор левого борта

975

-0,8

-780

7

1-ый дизель-генератор правого борта

975

0,8

780

8

2-ой дизель-генератор правого борта

975

0,8

780

9

Автономный котёл

600

4,8

2880

10

Главный распределительный шит

1000

0

-1230

11

Баллоны сжатого воздуха

506

2,2

1113,2

12

2 компрессора

600

-2

-1200

13

Насос топливоперекачивающий

89,5

-5,1

-456,45

14

Насос маслоперекачивающий

87,5

-5,1

-446,25

16

Центробежный насос охлаждения внешнего контура ГД

150

-3,6

-540

17

Сепаратор  масла

265

-5,1

-1351,5