Размещение механизмов в машинном отделении судна

Страницы работы

Содержание работы

7. РАЗМЕЩЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ В МАШИННОМ               ОТДЕЛЕНИИ

7.1. Общие требования и размещение МО на судах

Общее правило расстановки механизмов сводится к тому, чтобы размещать их в местах, где они будут наиболее эффективно выполнять свои функции. Основные требования.

Вспомогательное оборудование должно устанавливаться вблизи обслуживаемого главного механизма со стороны подвода к нему рабочего тела.

Проходы между механизмами и ширина трапов должны быть не менее 600 мм. Только на судах вместимостью менее 1000 рег. т. ширина проходов и трапов может быть уменьшена до 500 мм. Трапы желательно располагать в плоскостях, параллельных диаметральной плоскости судна. Из каждого машинного и котельного отделения должно быть предусмотрено два выхода, находящихся как можно дальше друг от друга, причем один из них должен быть оснащен системой орошения.

Оси и валы машин и механизмов следует располагать в плоскостях, параллельных ДП, и параллельно обшивке корпуса; таким же образом должны быть расположены и большие оси симметрии теплообменных аппаратов и других емкостей.

Главные распределительные щиты следует располагать перпендикулярно к ДП и так, чтобы со стороны коммутации проход был не менее 800 мм. При длине ГРЩ 3 м и более необходимо предусматривать проход 1000 мм. У распределительных щитов длинной более 3 м должно быть предусмотрено не менее двух дверей в пространство за щитом. На расстоянии 1500 мм от ГРЩ не допускается прокладывать трубопроводы, по которым перекачиваются жидкости.

Над ГРЩ и электрогенераторами запрещается располагать какие либо цистерны и другие емкости с жидкостями, а топливные и масляные цистерны – и над главными и вспомогательными ДВС, постами управления главными ДВС и трапами.

Вспомогательные паровые котлы следует размещать в котельных отделениях или ограждать их специальными выгородками, предохраняющими остальное оборудование и механизмы от воздействия пламени в случае его выброса из топки. Между наружной изоляцией ВПК и стенками цистерн жидкого топлива должно быть не менее 600 мм, а между обшивкой котла настилом двойного                                                                  дна – не менее 750 мм, если в танках двойного дна размещаются запасы топлива. ВПК, работающие на жидком топливе и расположенные на платформах и промежуточных палубах, должны ограждаться комингсами высотой не менее 200 мм.

Механизмы, являющиеся генераторами шума и вибрации, необходимо устанавливать в частях судна, имеющих повышенную жесткость, или подкреплять эти места. Целесообразно амортизировать такие механизмы и экранировать их от постов, где длительное время находится личный состав.

Размещение и крепление машин, механизмов и оборудования на фундаментах должны обеспечить надежную работу СЭС на любом режиме эксплуатации, в том числе в условиях длительного крена судна до 15° и дифферента 5°. Аварийные источники электроэнергии и механизмы, являющиеся средством борьбы за живучесть судна, должны сохранять работоспособность при длительном крене 22,5° и дифференте 10°.

При проектировании судна место расположения МО по длине корпуса определяется назначением судна и его особенностями, определяемыми заказчиком и проектантами корпуса. Проектантом СДЭУ в зависимости от назначения судна могут быть заданы или приближенные или жестко зафиксированные габариты МО (для судов специального назначения).

Поскольку основное назначение судна – перевозка полезных грузов, объем корпуса, выделяемый для размещения механизмов должен быть минимальным. Длина МО прежде всего определяется длиной главного двигателя (агрегата). Однако размещение всех других механизмов требует соответствующих площадей, размеры которых вокруг главного двигателя будут зависеть от местоположения МО по длине судна и от типа главной установки. Размещение МО может быть кормовое, промежуточное, срединное, носовое и комбинированное. Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки.

При кормовом расположении МО (рис. 7.1,а) валопровод имеет наименьшую длину и обычно состоит из гребного и промежуточного валов, благодаря чему масса и стоимость валопровода минимальны, как и потери энергии в подшипниках валопровода. Кормовое расположение при равных главных размерениях судна обеспечивает наибольшую его грузовместимость, поскольку отпадает необходимость в тоннеле валопровода.

От расположения МО зависит и расположение надстройки. При кормовом расположении надстройки планировка жилых помещений более свободна, однако сильная вибрация кормовой части судна и амплитуда колебаний при килевой качке заметно ухудшают условия обитаемости экипажа.

Рис. 7.1. Расположение МКО на судне: а – кормовое; б – промежуточное;                                                                            в – срединное; г – комбинированное; д – носовое

Кормовому расположению МО свойственны и недостатки. При плавании в неполном грузу судно получает заметный дифферент на корму, из-за чего полезная тяга гребного винта уменьшается до  ( – угол дифферента).

Похожие материалы

Информация о работе