Размещение механизмов в машинном отделении судна, страница 5

При размещении оборудования и трубопроводов следует учитывать, что очень близкое расположение друг к другу и к борту затрудняет свободный доступ к ним для обслуживания и аварийного ремонта.

7.3. Определение положения центра массы                                                                         энергетической установки

При размещении оборудования в МО необходимо учитывать возможность крена, дифферента и изменения остойчивости судна. Поэтому в процессе проектирования нужно постоянно следить за правильным расположением масс в МО как в плоскости, параллельной основной, так и по высоте. Проверку ведут на всех этапах проектирования, от предэскизного до расчетов после сдачи головного судна. Величина и положение масс проверяются и для серийных судов. Это объясняется возможными изменениями в составе и расположении оборудования, а также другими причинами.

Для облегчения выполнения расчетов нагрузку судна разбивают на разделы, внутри разделов на группы и подгруппы, а подгруппы складываются из статей нагрузки. Например, раздел «машинная установка» включает в себя группы: главная машинная установка; трубопроводы главной машинной установки; независимые вспомогательные устройства; трубопроводы независимых вспомогательных устройств; валопроводы и движители; системы теплоконтроля, авторегулирования; дистанционного управления и защиты машинной установки.

Каждому разделу, группе, подгруппе и статье нагрузки присваивается двузначный шифр. Таким образом, каждая статья нагрузки имеет восьмизначный шифр, благодаря чему при расчете нагрузки облегчается применение ЭВМ.

При определении положения центра массы принято все массы, находящиеся на судне, делить на постоянные и переменные. К первым в СДЭУ относятся массы главной и вспомогательной энергетических установок, а так же систем с их магистралями, оборудованием и механизмами и др. Переменными массами будут жидкие грузы в корпусе и машинной установке, экипаж, провизия, жидкий балласт, запасы топлива, масла, питательной воды.

Массы рабочих жидкостей (топливо, вода, масло), находящиеся в механизмах, теплообменных аппаратах и трубопроводах входят в раздел «Жидкие грузы в корпусе и механизмах».

При оценке массы различают «сухую массу» установки , т.е. массу всех элементов СДЭУ без воды, масла и топлива в механизмах, аппаратах и системах, и массу установки в рабочем состоянии . Разность  дает массу жидкостей, заправленных в системы; ориентировочно эта масса составляет (8÷10%) .

Центр массы отдельных статей, групп и далее разделов нагрузки судна определяется относительно начала координат, находящегося в точке пересечения диаметральной плоскости судна, плоскости мидель-шпангоута и основной плоскости, т.е. тремя координатами по длине от плоскости мидель-шпангоута (+ в нос,                 - в корму), по ширине от диаметральной плоскости (+ правый борт, - левый борт) и по высоте от основной плоскости.

Исходной информацией для расчета координат служат технические условия на поставку того или иного энергооборудования, в которых завод-изготовитель указывает координаты центра массы. Масса изделий, изготавливаемых верфью, определяется по их рабочим чертежам, а положение центра масс – расчетом.

Расчет положения центра массы СДЭУ выполняется в форме таблицы (например, табл. 7.1).

Таблица 7.1

Форма определения нагрузки для расчета массы и положения центра массы СДЭУ