Размещение механизмов в машинном отделении судна, страница 6

Разделы, группы, подгруппы,                           статьи нагрузки

Масса, т.

Отстояние центров масс

Моменты масс

по длине

по ширине

по высоте

по длине

по ширине

по высоте

в нос + x

в корму -x

правый борт +y

левый борт -y

от основной                   плоскости z

в нос +Mx

в корму -Mx

правый борт +My

левый борт -My

от основной                                              плоскости Mz

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ΣG

±Σ Mx

±Σ My

Σ Mz

Сумма масс графы 2 представляет собой сухую массу части СДЭУ соответствующего раздела массовой нагрузки. Координаты центра массы части СДЭУ находят из выражений:

; ; ,

где , ,  – моменты масс статей СДЭУ;  – массы соответствующих статей нагрузки.

При смещении центра массы относительно миделя нарушается дифферентовка судна. Для ее восстановления необходимо принять в трюмные отсеки балласт.

Статистические данные показывают, что для сухогрузных судов со средним расположением МО абсцисса центра массы установки расположена в корму от миделя приблизительно на расстояние , где  длина судна между перпендикулярами, или от носовой переборки машинного отделения в корму на расстоянии . Для сухогрузных судов с кормовым расположением МО , для нефтеналивных .

7.4. Примеры общего расположения механизмов

Определив состав оборудования МО, необходимо произвести его расстановку с учетом ранее сформулированных требований.

Ввиду большой насыщенности МО оборудованием (механизмами, трубопроводами, приборами и т.д.) размещение его представляет значительную сложность. Эту задачу решают обычно методом объемного проектирования, определяя расположение всех элементов СДЭУ непосредственно в процессе изготовления объемных масштабных макетов.

Макетирование позволяет найти оптимальную композицию отсека путем многократного перемещения макетов механизмов или агрегатов и упорядочить трассировку трубопроводов, объединив часть из них в пакеты и панели. По окончательно отработанному макету МО выполняют необходимые чертежи, которые используют в процессе монтажных работ при постройке судна.

В качестве примера возможного размещения механизмов в машинном отделении на рис. 7.7 приведена схема расположения механизмов на буксире пр. 16609.

Это двухвинтовое, однопалубное судно с поворотными винто-рулевыми колонками (ВРК), с упором 40 тонн. Длина корпуса – 28,5 м, ширина – 9,5 м, высота борта – 4,8 м, осадка 3,3 м. Водоизмещение около 450 тонн. По классификации Российского морского регистра судоходства класс буксира КМ ЛУЧ II А1 (ограниченного района плавания, не более 100 морских миль до ближайшего укрытия).

На буксире установлены два ГД фирмы Caterpiller, каждый из которых через четыре промежуточных карданных вала передает свою мощность ВРК. Мощность одного ГД составляет 1600 кВт при 1600 об/мин, это 16-ти цилиндровый V-образный дизель, имеющий обозначение по ГОСТ 16ЧН17/21,5.

На буксире установлены два вспомогательных дизель-генератора с приводными двигателями Caterpiller 6ЧН12,1/15,2 мощностью 156 кВт при 1500 об/мин.

Рис. 7.7. Общее расположение механизмов в МО буксира проекта 16609:                                     а – план трюма; б – вид на левый борт

Винто-рулевая колонка примерно на 8° наклонена в сторону двигателя с тем, чтобы быть защищенной килем судна. Карданный вал разрезан на 4 части, для того чтобы компенсировать излом между дизелем и ВРК.