Руководящие принципы организации лесного хозяйства Беларуси изложены в Концепции устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь до 2015 г. При этом в качестве основополагающих приоритетов устойчивого использования леса отмечены непрерывность, неистощительность и относительная равномерность лесопользования, а также сохранение и усиление многогранных эколого-природоохранных функций: средообразующих, водоохранно-защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других. Правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Беларуси, повышения их экологического и ресурсного потенциала закреплены в Лесном кодексе Республики Беларусь, главной задачей которого выступает законодательное обеспечение многоцелевого лесопользования исходя из принципов устойчивого управления лесами.
В связи с изменением глобальной экологической ситуации, внедрением принципов устойчивого природопользования в управление ресурсами, возникает необходимость детального учета лесных ресурсов как стратегически важных экологических ресурсов. В Лесном кодексе Республики Беларусь закреплено, что учет лесного фонда Беларуси имеет важное значение как для организации лесопользования, так и для охраны, защиты, воспроизводства лесных ресурсов. Нормы лесной таксации бывшего СССР были ориентированы в основном на сырьевые функции леса, но для лесной экологии эта информация оказывается недостаточной. Поэтому в настоящее время существующая нормативная база нуждается в пополнении новыми элементами, позволяющими учесть лесные ресурсы республики и их воздействие на экологию как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Это является необходимым для отражения лесных ресурсов как планетарной ценности в составе национального богатства республики; контроля за динамикой лесных ресурсов, степенью и эффективностью ведения лесного хозяйства; выявления экологических ограничений использования благ леса и прогнозирования направлений рационального потребления внутри государства.
Учетные показатели лесного фонда необходимы также при установлении размера платежей за лесные пользования, которые должны выступать базой финансирования расходов на лесовосстановление, охранные и защитные мероприятия, ведение лесного хозяйства. Согласно Лесному кодексу, платными являются практически все виды лесопользования (заготовка древесины, живицы, побочные пользования, пользование участками лесного фонда в рекреационных целях и пр.). Необходимо отметить, что существующий экономический механизм реализации правовых основ устойчивого лесопользования в Беларуси далек от совершенства -действующие в республике налоги и иные обязательные платежи ни по степени дифференциации, ни по своему размеру не отвечают задачам рационального использования и воспроизводства лесных ресурсов, находятся в противоречии с экологическими принципами охраны, защиты и воспроизводства лесных ресурсов. Неполная совокупность указанных платежей, в том числе экологического характера, необоснованность размера платы, ставок налогов, в силу отсутствия единой методологической и методической базы определения их величины, не отвечают как интересам лесного хозяйства (недостаточно средств для выращивания, охраны и защиты леса), интересам народного хозяйства страны (нет дополнительных бюджетных ассигнований), так и экологическим императивам устойчивого развития в целом.
На переходном этапе развития экономики республики организационно-хозяйственный механизм в лесном секторе оказался недостаточно экологически сориентированным. Отечественная статистика не направлена на учет экологического значения леса, стимулирующие функции действующих экономических рычагов практически не отражают необходимость сохранения и наращивания экологического потенциала лесов.
Мировая практика свидетельствует, что многие экологические проблемы решаются на основе специального эколого-экономического механизма природопользования, который предполагает взаимосвязанную и взаимообусловленную интеграцию хозяйственных и природоохранных приоритетов в процессе использования естественных благ. Основой такого механизма выступает система эколого-экономи-ческих оценок лесопользования, в том числе экономическая оценка лесных ресурсов, которая выполняет одновременно учетную (в значении универсального показателя ценности лесных благ) и стимулирующую (как стоимостная основа установления норматива платежей и прочих инструментов экономического механизма лесопользования) функцию в лесном хозяйстве.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.