(
2.15 )
,
-
расстояние от носа фюзеляжа до его сечения, проходящего через середину бортовой
хорды несущей поверхности.
-
Влияние расстояния от носа фюзеляжа до середины бортовой хорды
несущей поверхности учитывается коэффициентом: ,
(2.16)
-
где - для самолетов первого типа
схематизации (рис. 1.1). Для самолетов второго типа схематизации (рис. 1.2)
-
(
2.17 )
где,
,
- длина носовой части фюзеляжа до среза
боковых воздухозаборников,
- размер фюзеляжа по оси
z с воздухозаборниками.
Коэффициенты определяются
для несуживающегося (нерасширяющегося) фюзеляжа в месте стыка с консолями
несущей поверхности (крыла, ГО). В первом приближении произведение
коэффициентов
можно считать равным единице
т.к. оно изменяет коэффициенты интерференции не более чем на 5 – 10 %.
Рис 2.12
Рис. 2.13а. Значения рассчитанные для
плоской модели с хвостовой частью
Рис. 2.13б. Значения рассчитанные
для плоской модели без хвостовой части
2.4. Определение коэффициентов интерференции несущих поверхностей и фюзеляжа.
Взаимное влияние двух несущих поверхностей, одна из которых расположена в
следе за первой, крыло – ГО (нормальная аэродинамическая компоновка), ГО –
крыло (схема «утка») или ПГО – крыло (ГО близкорасположенное перед крылом),
определяется углом скоса потока , обусловленным
свободными вихрями, формирующимися на концах впереди стоящей несущей
поверхности, и торможением потока в следе за ней.
2.4.1. Определение коэффициента эффективности несущей поверхности (НПII), находящейся в следе за несущей поверхностью (НПI) для нормальной аэродинамической компоновки.
Угол скоса потока e за НПI изменяет угол атаки НПII, расположенной в следе, до величины истинного
угла атаки
, где
=
- e.
В диапазоне малых углов атаки угол скоса потока можно представить в виде
, где
-
производная осредненного по размаху НПII угла скоса потока по углу атаки. Коэффициент
эффективности НПII
определяется по формуле:
.
Для прямолинейных, без излома передней и задней кромок НПI, производнуюможно рассчитать по формуле:
(
2.18 )
где:- производная по углу атаки среднего угла
скоса потока около второй несущей поверхности (НПII);
-
консоли
первой несущей поверхности (КНП I);
- размах первой несущей поверхности (НП I);
- размах НП II;
- диаметр фюзеляжа в нормальных к оси
фюзеляжа сечениях, соответствующих
НП I и НП II;
- удлинение консоли НП I;
- расстояние между свободными вихрями
вихревой системы, заменяющей НП I,
;
- коэффициент интерференции НП I с
фюзеляжем;
- коэффициент, учитывающий расстояние между
НП I и НП II, определяемый по формулам:
при М < 1
, ;
при М > 1
, ;
где х-
расстояние между задней кромкой САХ НП I и передней кромкой САХ НП II (рис
2.14). Если подкоренное выражение в формуле для при
М > 1 оказывается отрицательным, то скос потока в области НП II
отсутствует, т.к. НП II оказывается вне зоны влияния НП I.
, где
- при
сверхзвуковых скоростях часть площади НП II, на которую оказывает влияние
впереди стоящая НП I (на рис. 2.14 заштрихованная область НП II). Для
дозвуковых скоростей
= 1.
Коэффициент i , учитывающий осреднение угла скоса потока по
размаху НП II определяется по графикам рис. 2.15 –2.17, где - расстояние по оси у между НП I и
НП II,
;
Рис. 2.14
Рис 2.15
Рис 2.16
Рис 2.17
2.4.2. Определение коэффициента эффективности несущей поверхности (НПII), находящейся в следе за несущей поверхностью (НПI) для аэродинамической компоновки типа «Утка».
При движении аэродинамической
компоновки типа «Утка» , когда размах НПI меньше размаха НПII , во внутренней области НПII (область I) ,
расположенной между свободными вихрями, угол атаки aI = a - eI
,так как скорость, индуцированная вихрями НПI, направлена вниз, а во внешней области НПII (область II), угол
атаки aII
= a + eII так как скорость,
направлена
вверх (рис. 2.18а,б). Определение коэффициента эффективности НПII производится
следующим образом:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.