Коэффициент индуктивного сопротивления самолета определяется соотношением
(4.18)
где А - коэффициент отвала поляры первого рода,
- коэффициент подъемной силы самолета.
В пределах линейной зависимости
коэффициент
,
где
- производная коэффициента подъемной силы
по углу атаки
(раздел 2).
Тогда
, (4.19)
где при заданном
значении
произведение
.
Отвал поляры при отсутствии подсасывающей силы для всех чисел Маха определяется:
, где
(4.20)
При закругленной передней кромке крыла возможно образование подсасывающей силы. В этом случае для дозвуковых скоростей отвал поляры рассчитывается по формуле
, (4.21)
где эффективное
удлинение
. Здесь
-
площадь крыла, занятая фюзеляжем и мотогондолами ;
-
эффективное удлинение крыла, определяемое в зависимости от формы крыла в плане
и чисел Маха.
при
(4.22)
причем

при
(4.23)
При сверхзвуковых скоростях в случае дозвуковой передней кромки ![]()
отвал поляры
рассчитывается с учетом коэффициента подсасывающей силы
и
коэффициента ее реализации x

где
-
коэффициент подъемной силы изолированного крыла. На крыльях с заостренной
передней кромкой подсасывающая сила практически не реализуется, в этом случае
.
Коэффициент подсасывающей силы определяется по формуле:
, тогда отвал поляры рассчитывается по
соотношению
(4.24)
где
- определяется по графикам зависимости
(рис. 4.19) ,
-
удлинение изолированной консоли крыла,![]()
(рис. 4.20)
Отсюда следует, что с учетом подсасывающей силы отвал поляры изменяется по углам атаки.

Рис. 4.19 График для расчета ![]()

Рис. 4.20 График для расчета коэффициента реализации подсасывающей силы
5.
Построение поляры первого рода, зависимости
для самолета при
или
![]()
Коэффициент лобового сопротивления самолета

Коэффициент подъемной силы самолета можно определить как ![]()
Углы атаки принимаются равными 0°,2°,4° и 6° для крыльев малого удлинения и 0°,3°,6° и 9° для крыльев большого удлинения. Результаты расчета заносятся в таблицу:
|
|
0 |
2 |
4 |
6 |
|
0 |
3 |
6 |
9 |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Поляра первого рода строится в декартовой системе осей координат: значения Сya расположены по оси ординат и значения Сxa по оси абсцисс для заданного числа Маха -M¥. На поляре проставляются углы атаки. В качестве примера на рис. 5.1 приведены поляра для дозвуковых, трансзвуковых и сверхзвуковых скоростей для самолета, симметричного относительно плоскости X0Z.

Рис. 5.1
6. Расчет балансировочной поляры самолета
Для выполнения установившегося режима полета в продольной плоскости самолет должен быть сбалансирован, т.е. момент тангажа самолета, а, следовательно, коэффициент момента тангажа самолета mzст = 0.
Продольная балансировка осуществляется отклонением органов продольного управления самолетом: отклонением рулей высоты, стабилизатора или одновременно и того и другого.
Каждому значению угла атаки и коэффициенту подъемной силы самолета соответствует угол поворота органов продольного управления, при котором mzст = 0. Этот угол атаки называется балансировочным углом атаки самолета (a= aбал, mzст = 0)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.