Несимметрия самолета приводит к:
-
появлению угла атаки a ¹ 0, при
котором коэффициент подъемной силы самолета равен нулю. Этот угол атаки
обозначается ;
- необходимости учитывать изменение коэффициента интерференции между фюзеляжем и несущей поверхностью;
-
определению коэффициента
подъемной силы самолета - , соответствующего
коэффициенту минимального лобового сопротивления
,
необходимого для расчета коэффициента индуктивного сопротивления;
- изменению коэффициентов подъемной силы и лобового сопротивления при отклонении органов управления;
- необходимости учитывать несимметрию самолета при расчете его максимального аэродинамического качества.
8.1.
Расчет угла атаки
нулевой подъемной силы -
угол атаки нулевой подъемной силы самолета определяется соотношением:
(8.1)
где,
,
определяются
по формуле (2.1) и рис. 2.6 … 2.9.
(8.2)
(8.3)
(8.4)
,
- угол нулевой подъемной
силы изолированных несущих поверхностей – первой и второй, расположенной в
следе первой, соответственно;
,
- угол нулевой подъемной
силы с учетом интерференции с фюзеляжем, соответственно, первой и второй
несущих поверхностей;
- коэффициенты интерференции несущих
поверхностей с фюзеляжем (рис. 2.11);
,
- коэффициенты
торможения потока перед первой и второй несущей поверхностью (определяются в
главе 2.4.3).
8.1.1. Определение угла атаки нулевой подъемной силы изолированной несущей поверхности.
Угол атаки зависит от угла крутки
и кривизны
несущей
поверхности (крыла и ГО). В случае постоянных по размаху несущей поверхности
крутки и кривизны угол атаки
определяется по
соотношению:
,
(8.5)
где - влияние крутки несущей поверхности,
- влияние кривизны
(8.6)
Производная определяется по графику рис. 8.1.
,
(8.7)
Производная определяется по графику рис. 8.2.
-
коэффициент подъемной силы, соответствующий минимальному коэффициенту лобового
сопротивления
рассчитывается
по соотношению
(8.8)
Рис. 8.1
Рис. 8.2
- коэффициент лобового сопротивления
несущей поверхности при нулевой подъемной силе -
= 0
- определяется по графику рис. 8.3
Рис. 8.3
Если крутка и кривизна по размаху несущей поверхности изменяется ,
, то
расчет проводится по формулам (8.5),(8.6),(8.7) для средних значений
,
. Несущая поверхность
при этом разбивается на элементы вдоль размаха. В пределах каждого элемента
крутка
и
принимаются постоянными. Тогда
,
. В
формуле (8.6) угол крутки несущей поверхности заменяется на
, а в формуле (8.7) значение коэффициента
берется в соответствии со средним значением
кривизны
.
8.2. Определение коэффициента интерференции между несущей поверхностью и фюзеляжем.
По рис. 2.11 можно получить значения коэффициентов интерференции для симметричного самолета (самолета в
схеме среднеплан).
В схемах «высокоплан» и «низкоплан» симметрия компоновки относительно плоскости XOZ нарушается, соответственно изменяются и коэффициенты интерференции.
При расчете коэффициентов (+
)*
компоновки крыла и ГО по схеме «высокоплан» необходимо ввести поправку по формуле
,
(8.9)
где ,
-
площадь несущей поверхности с подфюзеляжной частью. Для «низкоплана» (
+
)* можно
принять равным единице т.к. увеличение несущих свойств от комбинации крыло (ГО)
– фюзеляж практически отсутствует.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.