Но теперь я попытаюсь наметить (на уровне проекта или программы) другую линию. Линию интенсивную. Линию деятельностную. Линию на построение "прикладной науки" или нескольких прикладных методологий, которые как в плане своего содержания, так и в плане требований на самоорганизацию являются более эзотеричными образованиями. И предполагают профессионализацию целого ряда методологических техник и форм организации методологической работы. Для того, чтобы теперь от общей рамки, которую я вводил перед перерывом, перейти к характеристике этого проекта, мне необходимо ответить по крайней мере на два вопроса. 1. Какие понятия и принципы определяют и задают проект прикладных методологий? 2. Какие механизмы разворачивания методологического содержания должны быть здесь построены и могут быть построены? И ответы будут направлениями работ, которые можно и нужно будет осуществлять.
Вопрос: Правильно ли я поняла, что топические формы организации методологии соответствуют экстенсивным формам, а дискурсивные – интенсивным?
П.Г.: Да. Принцип топик, на мой взгляд, является неимоверно мощным принципом организации понимания и взаимопонимания. Но что касается взаимопонимания, то здесь, естественно, возникает большая проблема, поскольку топические формы организации могут с огромным трудом становиться предметом сознания и видения больших групп и коллективов людей. Поскольку они не интерпретируются однозначно. А включают в себя "пустые места" (пустографки) – для заполнения этих мест и ячеек различным содержанием. В этом смысле можно сказать, что топика должна ассоциироваться или связываться с идеями полиэкранной организации понимания и коллективной работы, которую мы очень активно обсуждали в начале 80-х годов. И именно такого рода организация пространства коллективной МД является рабочим аналогом топик, которые служат для субъективной, личной организации понимания. Но чтобы коллектив людей мог работать с полиэкранными структурами, топики уже недостаточно. Необходимо введение дискурсивных принципов работы с каждым экраном и перехода с одного экрана на другой. Ибо в противном случае это все напоминает плохой видеозал, в котором содержания и смыслы, двигающиеся по каждому отдельному экрану, по сути, являются неорганизованными и представляют собой лишь эффекты потока сознания. И поэтому топические формы организации можно использовать для прикладных методологий, но в другой форме: в форме полиэкранной организации, которая требует еще более высокой степени дискурсивности, нежели простые, монологические, монистические дискурсы. Поскольку полиэкран есть неимоверно сложное образование, накладывающее высокие требования на уровень мыслительной организации. Это не есть только пространство понимания, хотя играет в том числе и эту роль.
В.Л.: Что значит "экстенсивное" здесь?
П.Г.: Я понял Н.Г. так, что это понимается как экспансия, расширение методологии, опирающееся на социально-стратовые и общественные механизмы и структуры. В этом плане можно было бы сказать, что методологизация тех или иных сфер деятельности, которая является обратной стороной строительства прикладных методологий, для меня не принадлежит этому экстенсивному пути. Это является интенсивным путем. Ибо предполагает втягивание элементов и фрагментов этих сфер в организм самой методологии.
Вопрос: Не дополняет ли ваше направление направление Г.П.?
П.Г.: Естественно. И слава богу. Я считаю, что философская и этическая интерпретация методологии необходима. Более того, в некоторых местах они пересекаются, т.к. профессионализация предполагает выработку профессиональной этики и системы профессиональных принципов.
…Понятие средства – понятие функциональное.
…Проблема ценностей может ставиться вербально, а может – реально, т.е. как проблема самоопределения и выделения целей действия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.