Программа определения места повреждения на воздушной линии электропередачи, страница 19

Оцененные программой значения расстояния до место повреждения и  переходное сопротивление в месте короткого замыкания составили: L =0.793,    R=9.991 Ом. Как видно значения L и R практически совпадают с полученными значениями для однофазной ЛЭП.   На основании этого можно сделать следующий вывод, что  данная программа является работоспособной.

3. Проблема выгодности покупки-продажи электроэнергии на Федеральном оптовом рынке электроэнергии

Во временных методических указаниях по формированию и применению двухставочных тарифов на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии и мощности (прило­жение № 1 к протоколу № 76 от 6 мая 1997 г.) в пункте 19 сказано:

«при разгрузке электростанций дефи­цитного АО-энерго по указанию диспет­чера дополнительный сверхдоговорной переток энергии с оптового рынка опла­чивается по полусумме топливной со­ставляющей разгружаемой электростан­ции АО-знерго и тарифной ставки за энергию на оптовом рынке, но не свыше топливной составляющей себестои­мости разгружаемой электростанции». Эта формулировка вызывает следующий вопрос.

      Насколько корректен предлага­емый метод расчета тарифа за сверх­договорной переток энергии с оптового рынка?

Этот вопрос имеет очень важный и принципи­альный характер, ибо напрямую связан с решением проблемы покупки (продажи) электроэнергии на оптовом рынке.

Управление режимом работы энерго­системы в условиях рыночной экономики не изменило основной сути этого процес­са — минимизации затрат на топливо при покрытии нагрузки потребления и соблю­дении ряда ограничений. Больше того, значимость этой задачи неизмеримо воз­росла и способствует уменьшению себестоимости произведенной электроэнер­гии, повышению конкурентоспособности энергосистемы на оптовом рынке.

Вместе с тем в своей повседневной работе оперативный персонал в процессе оптимального ведения режима работы энергосистемы впервые столкнулся с проблемой определения выгодности по­купки (продажи) электроэнергии на ФОРЭМ. Эта проблема тесно связана с оптимизацией режима работы энергосистемы и без нее не может быть корректно решена.

Используемые в реальных условиях иные подходы, минуя оптимизацию режимов, сопряжены с большими погрешно­стями и приводят к значительному эконо­мическому ущербу.

Прежде чем проиллюстрировать ска­занное на примере, введем новое поня­тие.

Пусть функция, связывающая часовые затраты на топливо и электрическую мощность электростанции, имеет вид:

Тогда производную от этой функции   будем называть мгновенным значением себестоимости или коммерческой себе­стоимостью. Физический смысл ее — скорость изменения затрат на топливо при изменении электрической мощности или величина дополнительных затрат на топливо при изменении электрической мощности электростанции на 1 МВт.

Рассмотрим следующий пример:

Пример. Энергосистема состоит из двух электростанций (№ 1 и № 2), для которых известны функции затрат и их ограничения:

        

В течение первого часа каждая из стан­ций несла нагрузку 100 МВт. В начале второго часа потребление в энергосисте­ме возрастает на 100 МВт. По указанию диспетчера энергосистема покрывает эти 100 МВт покупкой электроэнергии на оп­товом рынке.

Себестоимость электроэнергии в энер­госистеме по топливной составляющей 190 руб./МВт • ч, а тариф на оптовом рынке — 188 руб./МВт • ч.

В соответствии с методическими указа­ниями (пункт 19) оплата за переток будет производиться по цене

   

Следовательно, за купленную электро­энергию энергосистема заплатит 18900 руб.

Тогда получается, что энергосистема выгодно купила электроэнергию на оптовом рынке при сравни­тельно высокой собственной себесто­имости. Покажем, что это не так.

Рассчитаем коммерческую себестои­мость электроэнергии энергосистемы, для еэтого найдем производную от функции затрат для каждой электростанции:

   

В связи с тем, что КСС энергосистемы по величине не превосходит тариф на оп­товом рынке, выгоднее загружать энергосистему. Более точно — электростанцию № 1.

Дополнительные затраты при загрузке электростанции № 1