В 1855 г. Александр II поручил Н.Н. Муравьёву вступить в переговоры с цинскими представителями с целью заключения нового договора о русско - китайском территориальном размежевании на Дальнем Востоке.
8 сентября 1855 г. в Мариинский пост, где в это время находился Н.Н.Муравьёв, прибыли цинские уполномоченные, на следующий день начались переговоры. Указав на агрессивную политику западных держав на территории Тихоокеанского региона, одинаково известную и Китаю и России, Н.Н.Муравьёв сообщил о плавании русских судов по Амуру, благодаря чему удалось отбить нападение англо-французской эскадры. Отражение агрессии со стороны великих держав, заявил генерал-губернатор, ясно показывает, « как необходима защита нами Амура, и должно убедить вас и в том, что без принятия Россией мер паровые суда неприятельские безнаказанно поднимались бы уже вверх по реке и проникнули бы до внутренних областей ваших и наших » [34]. Поскольку же меры, принятые Россией для защиты от иностранцев (строительство военных постов, образование деревень на берегах Амура), не могут иметь временный характер, то « все места для этой цели занятые нами там, и весь приморский край должны окончательно остаться во владении России» [35].
Цинские уполномоченные передали письменное заявление Н.Н.Муравьёва в Пекин.
С открытием навигации по Амуру в 1856 г. был осуществлён третий сплав русских судов по Амуру. Во время этого сплава были построены три русских поста на берегах Амура: Кумарский пост (против устья р. Кумары) , Зейский (против р.Зеи) , Хинганский ( при входе Амура в ущелье Малого Хингана).
30 марта 1856 г. подписанием Парижского мира закончилась Крымская война. Россия была вынуждена пойти на унизительные условия о нейтрализации черноморских проливов, запрете держать там военный флот и строить крепости. Потери могли бы быть и значительнее, если бы англо-французской эскадре удалось захватить русские территории Дальнего Востока. Но своевременные действия по занятию и укреплению нижнего Амура и частично Приморья, героизм и самоотверженность русских воинов предотвратил опасность, угрожавшую интересам России на Дальнем Востоке.
Военная опасность Приамурью и Приморью временно миновала, но оставалась и усиливалась опасность экономического характера. Особенно активно в этом направлении начали действовать торговые агенты США. Американские промысловые суда систематически и безнаказанно грабили природные богатства русского Дальнего Востока, спаивали и грабили местное население. Действия американских судов в Тихом океане зачастую принимали характер обычного пиратства. В период Крымской войны военно-промышленные круги США стали предпринимать попытки экономического проникновения в Сибирь, рассчитывая использовать Амур в качестве дешевого и относительно удобного пути для своей экспансии. Но в тот момент лидирующее положение на мировой арене занимала всё же Великобритания, политика этой державы в Китае вызывала куда более сильную тревогу в российских правящих кругах, чем рост экономического влияния на США Дальнем Востоке. Можно предположить, что, оценив ситуацию, русское правительство рассчитывало использовать США в качестве противовеса английскому влиянию.
В марте 1856 г. по инициативе Н.Н.Муравьёва иностранцам было предоставлено право беспошлинного ввоза товаров на Дальний Восток. Однако американским купцам не разрешалось торговать в Восточной Сибири, как это им хотелось: их деятельность была ограничена низовьями Амура. Это нарушило планы американцев, рассчитывавших не только утвердить своё влияние в Восточной Сибири, но и поставить под свой контроль русско-китайскую торговлю через Кяхту. В 1857 г. американский путешественник П.М. Коллинз, назначенный торговым агентом США на Амуре, составил проект строительства железной дороги, которая связала бы Амур с Восточной Сибирью и предоставил этот проект Н.Н.Муравьёву. Но в Петербурге к этому проекту отнеслись не благожелательно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.