Линейные батальоны как новая категория сухопутных войск была учреждена в России в 1803 г. На протяжении свыше пятидесяти лет они стали основным типом русской пехоты на окраинах страны. Наименование этих частей пошло от пограничных линий на границах России, где они несли гарнизонную службу: Грузинские, Кавказские, Черноморские, Туркестанские, Оренбургские, Сибирские, Финляндские. Активная внешняя политика России, расширение территорий, всё это требовало увеличение численности линейных подразделений, которые, как и казаки занимались их освоением и охраной. Если в 1803-1804 гг. было зарегистрировано лишь 4 Оренбургских линейных батальона, то в 1853 г. их было уже 84: 18 Грузинских, 16 Черноморских, 13 Кавказских, 10 Оренбургских, 15 Сибирских и 12 Финляндских.
До 1864 г. линейные батальоны входили в Корпус внутренней стражи, а затем составили из категорий местных войск, т.е. войск несших внутреннюю караульную и конвойную стражу. Иными словами, на местные войска возлагалась охрана существующего общественного порядка и выполнение главным образом полицейских функций, они не входили в расчёт верховного командования на случай ведения крупномасштабных военных действий и имели свои штатные особенности отличные от армейской пехоты- пятиротный состав[3], униформа с красными погонами и вензелем в зависимости от места дислокации: «ВС»- Восточно-Сибирский, «ЧМ»- Черноморский, «Ф»- Финляндский «Т»- Туркестанский.
Каждый из линейных батальонов имеет свою славную историю: Финляндские- охраняли русско-финскую границу, Туркестанские- вели бои в Средней и Центральной Азии, а Восточно-Сибирские вели освоение Дальнего Востока, занимались постройкой военных постов и поселений , которым суждено было стать крупными городами, форпостами России. Вот как характеризовал роль линейных батальонов А.Е. Алябьев: « Повсюду здесь вы встречаете русского солдата: едете вы на почтовой тройке по Южно-Уссурийскому краю- вас везёт солдат…но вот сухопутный путь прекращается, и вы садитесь на лодку- здесь опять же солдат линейного батальона, нахватавшись разных морских терминов и названий, управляет рулём и парусами, входите на телеграфную станцию- и здесь сторожит юту станцию солдат, входите в церковь- и видите, что и здесь опять солдат: и сторож, и свечник и дьячок, словом всюду на всех должностях и при всех занятиях стоит солдат, составляющий в здешнем крае охрану его, основу и рабочую силу » [43].
Таким образом, во второй половине XIX в. линейные батальоны наряду с казачьими войсками являлись главными силами военно-политического освоения Приамурья и Южно-Уссурийского края. Именно им волей истории выпала роль стать основателями и строителями первых русских сёл и городов на Дальнем Востоке. Преодолевая голод и холод, болезни, а под час и самодурство начальства, солдаты линейных батальонов блестяще справились с поставленными перед ними задачами, и тем самым внесли важный вклад в геополитическое развитие России.
Глава 2. 13-й Восточно-Сибирский линейный батальон и его командир Я.В. Дьяченко
2.1 Биография Я.В. Дьяченко
Мелкопоместный дворянин Полтавской губернии Яков Васильевич Дьяченко родился 21 марта (ст. стиль) 1817 г. В 15-летнем возрасте (16 апреля 1832 г.) он вступил в службу унтер-офицером в Тираспольский конно-егерский полк. В 1833 г., когда полк был расформирован, Дьяченко перевели сначала в Финляндский драгунский полк, а затем в Новомиргородский уланский полк. За отличие по службе 24 октября 1835 г. Дьяченко становится корнетом и снова за отличие, через два года, 4 сентября 1837 г. производится в поручики. Известный исследователь Приамурья, современник Якова Васильевича, М.И. Венюков [44] утверждает, что в этот период Дьяченко участвовал в строительстве южно-российских военных поселений. Этот опыт пригодиться ему в дальнейшем на Амуре.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.