Методические указания к решению задач практических заданий, страница 16

27. Задачи 30 и 31 относится к случаю, когда для приборов с указанием погрешности в виде двухчленной формулы, требуется раздельно определить значения аддитивной и мультипликативной составляющих погрешности. Методика определения и расчетные формулы приведены в параграфе 2.5.3. конспекта лекций.

28. В условии задач 32 и 33 указаны специальные формулы для нахождения относительной погрешности средств измерений, работающих в широком диапазоне измерений. Для решения задач рекомендуется преобразовать указанные формулы в соотношения для абсолютных погрешностей, из которых можно определить абсолютные значения аддитивной, мультипликативной и квадратической (третий член) составляющих.

29. В задачах 34 и 35 значения абсолютной и относительной погрешности следует определять из заданного класса точности приборов, т.е. как их предельные значения. Методика определения описана ранее (см. пояснения к задаче 16). Построение графика погрешностей (задача 35) должно быть выполнено тщательно.

30. При решении задачи 36 следует определить абсолютные погрешности проверяемого прибора, считая показания эталонного амперметра за действительные значения измеряемой величины. После этого следует определить приведенные погрешности во всех оцифрованных точкам и, путем сравнения с указанным классом точности К, сделать требуемое заключение.

Практическое задание № 6.

Практическое задание № 6 посвящено определению показаний и погрешностей средств измерений в разных условиях применения и при воздействии различных по форме сигналов. Поэтому до решения задач необходимо проработать главу 2.7. конспекта лекций и в ряде случаев дополнить её материалами из учебника [2].

31. Задачи 37 и 38 требуют определения показаний электро-механических приборов различных систем при измерении сложного сигнала, представляющего собой сумму постоянной и синусоидальной составляющих. Поэтому решение этих задач следует начинать с установления того значения измеряемого сигнала, на которое реагирует измерительный механизм каждой системы. Соответствующий материал приведен в параграфе 2.7.1. конспекта лекций. Далее в задаче 38 следует определить эти значения тока, используя сведения о параметрах периодических детерминированных сигналах, которые изложены в параграфе 2.7.2. конспекта лекций. В задаче 37 нужно определить значение протекающего  в  RL -  цепи  электрического тока под действием заданного напряжения. При этом можно использовать метод наложения (один из методов анализа электрических цепей, рассматриваемый в электротехнике), т.к. RL – цепь является линейной. Показание магнитоэлектрического А3 амперметра при этом сразу же определяется,  а показания электродинамического  А1 и электромагнитного А2 амперметров находятся путем геометрического суммирования постоянной и переменной составляющих тока в цепи. Обратите внимание на то, что в соотношении для мгновенного значения напряжения u(t) число 50 является амплитудным значением синусоидального сигнала, а  Х2 = 10 Ом является модулем реактивного сопротивления катушки индуктивности.

32. Задачи 39 и 40 аналогичны задаче 38 за исключением того, что сигналы содержат большее количество гармоник основной частоты. Для определения показаний приборов используйте формулы параграфа 2.7.2. конспекта лекций. Относительная погрешность измерения находится из заданного класса точности, предела измерения прибора и найденного его показания согласно методикам практического задания № 5 (например, п.16).

33. Задачи 41÷44 посвящены определению показаний электро-механических приборов (магнитоэлектрического, электромагнитного, выпрямительного), если к ним прикладываются периодические сигналы несинусоидальной формулы. Принцип решения этих задач покажем на примере.