Министерство образования и науки Республики Беларусь Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины
Кафедра общей физики
к лабораторному практикуму по курсу
«Методика преподавания физики в школе»
В двух частях
Гомель · 1996
Составители С. В. Шалупаев,
В. В. Свиридова
Рекомендовано к печати методическим советом
физического факультета Гомельского государственного
университета им. Ф. Скорины.
Шалупаев С. В.. Свиридова В. В. Методические указания к лабораторному практикуму по курсу «Методика преподавания физики в школе». Пособие для студентов физических специальностей. В 2-х ч. Ч. 1. - Гомель: Изд-во ГГУ им. Ф. Скорины, 1996. - 40 с.
I. ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ШКОЛЕ
В физике источником знаний и методом исследования является эксперимент. Школьный учебный эксперимент представляет собой отражение научного метода изучения физических явлений, поэтому ему (хотя он и не тождественен научному) должны быть присущи основные элементы физического эксперимента, по которым учащиеся смогут получить представление о научном методе.
Учебный эксперимент – это воспроизведение с помощью специальных приборов физического явления (реже – использование его на практике) на уроке в условиях, наиболее удобных для его изучения. Поэтому он служит одновременно источником знаний, методом обучения и видом наглядности.
Рассмотрим отдельные виды лабораторно-практических работ.
Для фронтальных лабораторных работ и опытов общим является такой метод проведения, при котором учащиеся выполняют одно и то же задание на однотипном оборудовании. Фронтальный метод имеет ряд важных преимуществ в условиях классно-урочной системы общения. Прежде всего, он позволяет тесно вязать лабораторные работы, наблюдения и опыты с изучением материала. С демонстрационным экспериментом учителя, его объяснением, решением задач и опросом учащихся.
Типовая схема урока – лабораторной работы следующая: вступительная беседа, выполнение экспериментов учащимися, обработка полученных результатов и подведение итогов работы. Во вступительной беседе следует выяснить готовность учащихся к сознательному выполнению лабораторного эксперимента путем фронтального опроса по материалу, знание которого необходимо для проведения этого опыта.
Целесообразно, чтобы каждое звено состояло из одного-двух учеников (недопустимо, если в звене 3–4 или более человек); немаловажен с точки зрения эффективности общения всех учащихся и состав звеньев (сильный-слабый, слабый-слабый, сильный-сильный), но, тем не менее, вряд ли целесообразны специальные указания учителя относительно состава звеньев; в большинстве случаев лучше полагаться на их самостоятельную комплектацию.
Инструкция к лабораторной работе должна включать номер и название работы: краткие теоретические сведения и объяснение её цели (последнее преимущественно в IХ–ХI классах, а в VII–VIII классах название работы и ее цель почти всегда совпадают).
В конце урока, после выполнения измерений и основных вычислений большинством учащихся, все полученные данные и выводы обсуждаются коллективно под руководством учителя.
Лабораторный практикум по физике представляет собой более высокую форму организации лабораторно-практических занятий по сравнению с фронтальными работами. Его отличает, прежде всего, большая самостоятельность учащихся, более совершенная и сложная экспериментальная база. Практикум проводится после изучения какого-либо раздела курса или чаще всего в конце учебного года с целью повторения и углубления пройденного, развития самостоятельности и инициативы учащихся, их умений и навыков, особенно навыков политехнического характера и т.д. По тематике работы практикума должны дополнять, а не дублировать фронтальный лабораторный эксперимент.
Для обеспечения целенаправленного и эффективного руководства учебной деятельностью школьников необходимо заранее составить к каждой работе инструкции, напечатать их в нужном количестве, сделать к ним рисунки и схемы, подобрать вспомогательную и справочную литературу. Такие письменные инструкции являются важной частью учебного оборудования, и их надо сделать не наспех, а добротно, аккуратно, лучше всего вкладывать их в прочные папки с указанием на последних номера и названия работы.
Обычно инструкция включает: 1) краткие сведения по теории вопроса, изложение одного из способов определения искомой величины; 2) перечень приборов и краткое описание тех из них, которые неизвестны ученикам; 3) описание хода выполнения работы; 4) указание о порядке записей результатов измерений и способе вычисления погрешностей. Кроме того, в инструкцию входят контрольные вопросы и дополнительные экспериментальные задания и упражнения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.