Методические указания к лабораторному практикуму по курсу «Методика преподавания физики в школе»

Страницы работы

Содержание работы

Министерство образования и науки Республики Беларусь Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины

Кафедра общей физики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к лабораторному практикуму по курсу

«Методика преподавания физики в школе»

В двух частях

Часть 1

Гомель · 1996

Составители     С. В. Шалупаев,

 В. В. Свиридова

Рекомендовано к печати методическим советом

физического факультета Гомельского государственного

университета им. Ф. Скорины.

Шалупаев С. В.. Свиридова В. В. Методические указания к лабораторному практикуму по курсу «Методика преподавания физики в  школе». Пособие для студентов физических специальностей. В 2-х ч. Ч. 1. - Гомель: Изд-во ГГУ им. Ф. Скорины, 1996. - 40 с.

I.  ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ШКОЛЕ

В физике источником знаний и методом исследования явля­ется эксперимент. Школьный учебный эксперимент представляет собой отражение научного метода изучения физических явлений, поэтому ему (хотя он и не тождественен научному) должны быть присущи основные элементы физического эксперимента, по которым учащиеся смогут получить представление о научном методе.

Учебный эксперимент – это воспроизведение с помощью специальных приборов физического явления (реже – исполь­зование его на практике) на уроке в условиях, наиболее удобных для его изучения. Поэтому он служит одновременно источником знаний, методом обучения и видом наглядности.

Рассмотрим отдельные виды лабораторно-практических работ.

Для фронтальных лабораторных работ и опытов общим является такой метод проведения, при котором учащиеся выполня­ют одно и то же задание на однотипном оборудовании. Фронталь­ный метод имеет ряд важных преимуществ в условиях классно-урочной системы общения. Прежде всего, он позволяет тесно вя­зать лабораторные работы, наблюдения и опыты с изучением мате­риала. С демонстрационным экспериментом учителя, его объяснением, решением задач и опросом учащихся.

Типовая схема урока – лабораторной работы следующая: вступительная беседа, выполнение экспериментов учащимися, об­работка полученных результатов и подведение итогов работы. Во вступительной беседе следует выяснить готовность учащихся к соз­нательному выполнению лабораторного эксперимента путем фрон­тального опроса по материалу, знание которого необходимо для проведения этого опыта.

Целесообразно, чтобы каждое звено состояло из одного-двух учеников (недопустимо, если в звене 3–4 или более человек); немаловажен с точки зрения эффективности общения всех учащихся и состав звеньев (сильный-слабый, слабый-слабый, сильный-сильный), но, тем не менее, вряд ли целесообразны специальные указания учителя относительно состава звеньев; в большинстве слу­чаев лучше полагаться на их самостоятельную комплектацию.

Инструкция к лабораторной работе должна включать номер и название работы: краткие теоретические сведения и объяснение её цели (последнее преимущественно в IХ–ХI классах, а в VII–VIII классах название работы и ее цель почти всегда совпадают).

В конце урока, после выполнения измерений и основных вы­числений большинством учащихся, все полученные данные и выво­ды обсуждаются коллективно под руководством учителя.

Лабораторный практикум по физике представляет со­бой более высокую форму организации лабораторно-практических занятий по сравнению с фронтальными работами. Его отличает, прежде всего, большая самостоятельность учащихся, более совер­шенная и сложная экспериментальная база. Практикум проводится после изучения какого-либо раздела курса или чаще всего в конце учебного года с целью повторения и углубления пройденного, раз­вития самостоятельности и инициативы учащихся, их умений и на­выков, особенно навыков политехнического характера и т.д. По те­матике работы практикума должны дополнять, а не дублировать фронтальный лабораторный эксперимент.

Для обеспечения целенаправленного и эффективного руково­дства учебной деятельностью школьников необходимо заранее со­ставить к каждой работе инструкции, напечатать их в нужном ко­личестве, сделать к ним рисунки и схемы, подобрать вспомогатель­ную и справочную литературу. Такие письменные инструкции яв­ляются важной частью учебного оборудования, и их надо сделать не наспех, а добротно, аккуратно, лучше всего вкладывать их в проч­ные папки с указанием на последних номера и названия работы.

Обычно инструкция включает: 1) краткие сведения по теории вопроса, изложение одного из способов определения искомой ве­личины; 2) перечень приборов и краткое описание тех из них, ко­торые неизвестны ученикам; 3) описание хода выполнения работы; 4) указание о порядке записей результатов измерений и способе вычисления погрешностей. Кроме того, в инструкцию входят кон­трольные вопросы и дополнительные экспериментальные задания и упражнения.

Похожие материалы

Информация о работе